Каждая отрасль права, в том числе трудовое, имеет свою систему норм, т.е. определенную их группировку, последовательность расположения в структуре отрасли.
Система трудового права представляет его структуру как совокупность расположенных в определенном порядке правовых норм, которые сгрупированны в подразделения в зависимости от специфики общественных отношений, составляющих предмет данной отрасли.
Система отрасли трудового права, система трудового законодательства и система науки. в том числе учебного курса трудового права, — это взаимосвязанные, но разные понятия. Все указанные системы построены в соответствии с их целями и предметом, при том что предмет и цели у них разные. Так, предметом и целью системы отрасли являются создание трудового законодательства как такового и структуры расположения его норм внутри отрасли. Предметом и целью учебного курса является изучение норм трудового права, их развития, правовых связей, т.е. правоотношений, характерных для этой сферы; наука же изучает не только российское, но и зарубежное трудовое право, международно-правовое регулирование труда, а следовательно, ее предмет выходит далеко за рамки действующего российского трудового законодательства.
Система отрасли трудового права – это и классификация его норм по предмету отрасли в однородные группы (институты и подинституты), и последовательность их расположения внутри структуры отрасли.
Трудовой кодекс РФ Принят ГД 21.12.01г. Одобрен СФ 26.12.01г. Подписан Президентом РФ 30.12.01г. № 197-03, вступил в действие с 01.02.02 г. Он состоит из шести частей, 13 разделов, 62 главы и 424 статьи.
Система отрасли трудового права состоит из двух частей: общей и особенной.
В общую часть входят нормы, распространяющиеся на все общественные отношения трудового права, определяющие основные принципы и задачи правового регулирования, основные трудовые права и обязанности работников, недействительность условий договоров, разграничение компетенции Российской Федерации, ее субъектов и органов местного самоуправления по правовому регулированию труда. Следовательно, к общей части трудового права относятся нормы Конституции РФ по указанным вопросам труда, нормы общих положений главы 1 ТК РФ и других российских законов, регулирующих перечисленные вопросы.
Особенная часть отрасли трудового права строится по институтам как совокупность однородных групп правовых норм. Начинается особенная часть отрасли с института обеспечения занятости и трудоустройства. За ним следует центральный институт – трудовой договор (контракт), в котором сгруппированы нормы о понятии, видах трудового договора, порядке его заключения (приема на работу, изменения (перевода) и прекращения (увольнения)).
Далее идут институты, в которых сгруппированы нормы, регулирующие другие вопросы трудовых отношений: рабочего времени и времени отдыха, оплаты труда, гарантийных и компенсационных выплат, трудовой дисциплины и охраны труда.
За ними последовательно располагаются институты, в которых сгруппированы нормы, регулирующие отношения, тесно связанные с трудовыми. К ним относятся следующие институты: материальной ответственности сторон трудового отношения за ущерб, причиненный друг другу, прав профсоюзов в сфере труда, полномочий трудового коллектива, социально-партнерских соглашений и коллективного договора, подготовки кадров и повышения квалификации на производстве, трудовых споров и порядка их разрешения, надзора и контроля за трудовым законодательством и охраной труда.
Система ТК РФ построена в основном в соответствии с системой отрасли трудового права. Но есть некоторые несовпадения и отличия. Так, в ТК РФ выделены в отдельные главы специальные нормы о труде женщин и молодежи, о льготах работникам, совмещающим труд с обучением.
Система трудового права изменяется и развивается. Изменение ее условно можно объединить в следующие группы.
Первая группа характеризуется «отпочкованием» от трудового права норм новой отрасли – права социального обеспечения, которую студенты изучают после завершения учебного курса «Трудового права».
Вторую группу в системе трудового права иллюстрируют процессы формирования в ней новых институтов, а именно: обеспечения занятости, социально-партнерских соглашений, коллективных трудовых споров и др.
Третья группа отражает эволюционные процессы, происходящие ныне в отдельных институтах и, в частности, в сфере оплаты труда, трудовых споров их разрешения и др.
Все эти перемены в системе обусловлены главным образом изменениями в предмете и методе правового регулирования.
Основные институты трудового права
Правовое регулирование трудоустройства и обеспечения занятости в Российской Федерации Поскольку в Российской Федерации труд свободен, то граждане вправе свободно распоряжаться своими способностями Они реализуют это право, занимаясь предпринимательской деятельностью, участвуя в выборах кандидатами на выборную должность (например, депутата законодательного органа), заключая трудовой договор с работодателем, как коллективным, так и индивидуальным
B условиях рыночной экономики обеспечить всеобщую занятость не представляется возможным. Однако способствовать целенаправленному формированию рынка труда, эффективному распределению и переподготовке работников необходимо Для этого в соответствии с Федеральным законом «О занятости населения в Российской Федерации» ©т 19 апреля 1991 г. была учреждена Федеральная служба занятости, которая включает в себя*
1) государственные комитеты и центры занятости субъектов Российской Федерации,
2) центры и бюро занятости в городах и районах
B службу занятости могут обратиться все граждане — занятые и незанятые. Государственная служба занятости оказывает услуги бесплатно.
Решение о признании гражданина безработным принимается службой занятости не позднсс 11 календарных янсй после предъявления необходимых документов. Безработными признаются граждане, которые являются трудоспособными по возрасту, не имеющие работы и заработка, зарегистрированные как ищущие работу в службе занятости и готовые приступить к подходящей работе Признание лица безработным службой занятости предполагает назначение ему пособия по безработице — ежемесячные выплаты из пенсионного фонда Впервые пособие назначается лицу в течение первых шести месяцев в размере среднего заработка в регионе. Всем остальным безработным пособия назначаются в размере минимальной оллаты труда. Срок выплаты пособия — не более 12 месяцев в суммарном исчислении в течение IS календарных месяцев. Выплата пособия приостанавливается на срок до трех месяцев в случае отказа безработного от двух вариантов работы или дисциплинарного нарушения (увольнение с последнего места работы).
Коллективные договоры и соглашения Основная форма реализации права граждан на труд — трѵдовой договор, поскол ьку ©н определяет взаимные права и обязанности работника и работодателя и является основанием возникновения трудового правоотношения
Коллективный договор — это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей. B коллективном договоре устанавливаются взаимные обязательства сторон социально-трудовых отношений в данной организации с учетом специфики н условий труда.
Коллективный договор можст быть заключен в организации, ее филиалах, представительствах и иных обособленных структурных подразделениях Представителем работодателя является руководитель подразделения, уполномоченный на это работодателем Согласно ст. 41 TK РФ в коллективный договор могут быть включены взаимные обязательства работников и работодателя по следующим вопросам;
• формы, системы и размеры оплаты труда;
• выплата пособий, компенсаций;
• механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных коллективным договором;
« занятость, переобучение, условия высвобождения работников;
• рабочее время и время отдыха, включая вопросы предоставления и продолжительности отпусков;
• улучшение условий и охраны труда работников, в том числе женщин и молодежи;
• гарантии и льготы работникам, совмещающим работу с обучением. оздоровление и отдых работников и членов их семей;
• отказ от забастовок при выполнении соответствующих условий коллективного договора;
• другие вопросы, определенные сторонами
Содержание и структура коллективного договора определяются сторонами C учетом фикансово-экономичсского положения работодателя в коллективном договоре могут устанавливаться льготы и преимущества для работников, условия труда, более благоприятные по сравнению с предусмотренными законодательством соглашениями B коллективный договор должны быть включены нормативные положения, если в законах содержится прямое предписание об обязательном закреплении этих положений в коллективном договоре
Коллективный договор не следует смешивать с трудовым соглашением Соглашение — это правовой акт, устанавливающий общие принципы регулирования соииально-трудовых и связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях в пределах их компетенции
Соглашение может предусматривать взаимные обязательства сторон по следующим вопросам:
• условия и охрана труда;
• режим труда и отдыха;
• развитие социального партнерства;
« иные вопросы, определенные сторонами соглашения.
B зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться следующие внды соглашения:
« генеральное устанавливает общие принципы регулирования сониально-трудовых отношений на федеральном уровне),
• региональное (предусматривает обшие принципы регулирования социально-трудовых отношении на уровне субъекта РФ);
« отрасіевое или ме.ѵсотрасіевое (определяет обшие условия оплаты труда, трудовые гарантии и льготы работникам отрасли (отраслей);
• территориальное (предусматривает обшие условия труда, трудовые гарантии и льготы работникам на территории соответствующего муниципального образования) и иные
K иным относятся соглашения, которые могуг заключаться сторонами на любом уровне социального партнерства по отдельным направлениям регулирования соииально-трудовых и связанных с ними отношений.
B соответствии со ст. 35 (в редакции Федерального закона от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ) для обеспечения регулирования соци- ально-трудовых отношений, ведения переговоров и подготовки проекта коллективных договоров, соглашений, заключения коллективных договоров, соглашений, а также организации контроля за их выполнением на всех уровнях на равноправной основе no решению сторон образуются трехсторонние комиссии из наделенных необчошімыми полномочиями представителей сторон (профсоюзов, бизнеса и государства).
Ha федеральном уровне образуется постоянно действующая Российская трехспоронняя комиссия no регулированию социально- трудовых отношений Подобные трехсторонние комиссии образуются на уровне субъектов РФ, муниципальных образований, отрасли и на предприятиях.
По договоренности сторон, участвующих в коллективных переговорах, соглашения могут быть двухсторонними и трехсторонними
Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, региональном, территориальном уровнях соииального партнерства Генеральное соглашение заключается только на федеральном уровне с участием Правительства РФ, например генеральное соглашение между обшсроссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на 2009—2012 rr.
Состав участников соглашений зависит от уровня (вида) заключаемого соглашения. Участниками соглашения могут быть при заключении*
• генерального соглашения — общероссийские объединения профсоюзов, общероссийские объединения работодателей, Правительство РФ;
• регионального соглашения — профсоюзы и их объединения, объединения работодателей, иные уполномоченные работодателями представительные органы, орган исполнительной власти субъекта РФ,
• отраслевого (межотраслевого) соглашения — профсоюзы и их объединения, объединения работодателей, иные уполномоченные работодателями представительные органы, орган по труду субъекта РФ (Минтруда РФ, если соглашение заключается на федеральном уровне),
• территориального соглашения — профсоюзы и их объединения, объединения работодателей, иные уполномоченные работодателями представительные органы, орган местного самоуправления.
Профсоюзы и иные уполномоченные работниками представительные органы не влраве требовать от органов исполнительной власти, не являюшихся работодателем или представителем работодателя, заключения с ними двухсторонних соглашений.
Основные институты трудового права
Раскрывать основные институты трудового права лучше всего с понятия трудового договора (ст. 56 ТК РФ). Трудовое соглашение между работником и работодателем является добровольным, следовательно, стороны нельзя понудить к его заключению. Исключением является ряд требований к работодателю, который, в частности, обязан принимать на работу по квоте инвалида, молодого специалиста, заявленного им для подготовки, и не имеет права отказывать в приеме на работу не по деловым качествам, а в дискриминационном порядке (ст. 64 ТК РФ).
Трудовой договор предполагает личное участие лица в трудовом правоотношении. Это означает, что субъект не может делегировать свои трудовые права и обязанности другому лицу.
При раскрытии условий трудового договора необходимо выделить непосредственные (необходимые и дополнительные) и производные условия договора, дать характеристику этим видам условий и обратить особое внимание на недействительность таких условий договора, которые ухудшают положение работника.
Нужно помнить, что только в случае правильно оформленного трудового соглашения работник имеет право требовать все законные социальные гарантии. Трудовой кодекс устанавливает порядок заключения трудового договора, включая подбор кадров по деловым качествам с учетом специальных требований (льготы и изъятия для определенных категорий трудящихся — подростков, женщин, инвалидов) и ограничений. Необходимо особо подчеркнуть требования к оформлению трудового договора (два письменных экземпляра, подписанные сторонами, и наличие приказа о приеме на работу). Также надо объяснить значение трудовой книжки, испытательного срока.
В трудовом законодательстве определены требования к трудовым договорам в зависимости от сроков. Ст. 58 предполагает их особенности. Так, существует 10 видов договоров на неопределенный срок:
• заключаемый по специальному законодательству;
• заключаемый при приеме на должность госслужащего;
• с лицом, принимаемым по конкурсу;
• с молодым специалистом;
• по совмещению профессий;
• для надомной работы;
• с лицом, работающим у граждан по договору.
Срочные трудовые договоры строго регулируются трудовым кодексом, чтобы у работодателя не было соблазна не предоставлять работнику полагающиеся ему гарантии. Ст. 59 ТК РФ предлагает перечень из более чем 20 случаев и работ, для выполнения которых может быть заключен срочный трудовой договор:
• с руководителем государственного предприятия, госслужащим, работником образовательного учреждения;
• для работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
• по организованному набору в отъезд на работу;
• ученический, для получения профессии на производстве на срок до 6 месяцев;
• на любой срок не свыше 5 лет.
Трудовой договор, заключаемый на время выполнения определенной работы, бывает трех видов:
1) для сезонной работы;
2) для временной работы;
3) для другой определенной работы, которая оканчивается выполнением этой работы.
Не менее важными для работника являются перевод и увольнение (ст. 72-84 ТК РФ). Студент обязан внимательно изучить вышеуказанные статьи и уметь разъяснить ст. 77 ТК РФ. Здесь же надо отметить причины преимущественного оставления на работе различных категорий работников, возможности льгот и компенсаций.
ТК РФ регулирует предельно допустимые нормы рабочего времени и минимально допустимые нормы времени отдыха. Ст. 37 Конституции РФ закрепляет право на отдых тем, что гарантирует лицу, работающему по трудовому договору, определенную продолжительность рабочего дня. Ст. 91 ТК РФ устанавливает продолжительность рабочего времени на предприятиях, в учреждениях и организациях не более 40 часов в неделю, что при пятидневной рабочей неделе составляет 8 часов в день, при шестидневной — 6 часов 48 минут, в предпраздничный день — 6 часов.
Надо дать определение рабочему времени и знать его виды (нормальное, сокращенное и неполное). Если нормальное рабочее время составляет 40 часов в неделю, то сокращенным рабочим временем является 36- или 24-часовая неделя. Изучив ст. 91-99 ТК РФ, следует пояснить, какие категории работников пользуются сокращенным рабочим временем, и помнить, что сокращенное рабочее время оплачивается, как нормальное.
Измерение рабочего времени производится рабочими днями, рабочими сменами и рабочими неделями. Студенту нужно иметь представление о графиках сменности, особенностях расчета ночной работы, категориях работников, которые не включаются в ночные смены, не отправляются в командировки, и пр. Следует знать, что означают скользящий, гибкий, вахтовый метод работы, дать понятие ненормированного рабочего дня, сверхурочной работы. Говоря о времени отдыха, необходимо дать его понятие и виды, которые включают в первую очередь перерывы в течение рабочего дня или смены; междусменный отдых; выходные дни; нерабочие праздничные дни; отпуска; социальные отпуска по просьбам работников; периодические материнские и целевые отпуска.
Обязательно нужно помнить, что еженедельный непрерывный отдых не может быть менее 42 часов (ст. 110 ТК РФ).
Рассматривая понятие и виды отпусков, нужно помнить, что ежегодный основной оплачиваемый отпуск составляет 28 календарных дней. Следует различать ежегодные и периодические отпуска, а также иметь представление об очередных и дополнительных отпусках за неблагоприятные, тяжелые условия труда; работникам Крайнего Севера и приравненных к ним местностей; работникам за непрерывный стаж на одном предприятии, в организации; работникам с ненормированным рабочим днем.
При раскрытии понятия трудовой дисциплины надо различать технологическую и производственную дисциплины с учетом того, что производственная дисциплина — это часть трудовой дисциплины, которую должны соблюдать и работники, и должностные лица, обязанные обеспечить работу производства. Желательно перечислить дисциплинарные взыскания (замечание, выговор, увольнение) и показать порядок наложения дисциплинарного взыскания.
Оплата труда является одним из самых существенных условий работы по найму. О заработной плате стороны договариваются при заключении трудового договора. Следует усвоить, что запрещается дискриминация в оплате труда по полу, национальности и другим критериям, не относящимся к деловым качествам работника, однако труд работника, специалиста, руководителя оплачивается неодинаково. Кроме того, по итогам работы администрацией могут быть установлены различные виды вознаграждений. Работа в праздничные дни, в экстремальных условиях, сверхурочная и в ночное время оплачивается по-разному. Так, за работу в праздничные дни оплата производится в двойном размере.
Сверхурочная работа оплачивается за первые два часа не менее, чем в полуторном размере, а в последующие часы — в двойном.
Поскольку серьезной проблемой трудового законодательства является оплата труда при невыполнении работником норм выработки, браке продукции и простое не по вине работника, студенту надо уметь разбираться в особенностях оплаты труда в таких случаях.
Изучение материала, связанного с трудовыми спорами и порядком их разрешения, предполагает обращение к гл. 61 ТК РФ. В первую очередь, надо определить, что означают индивидуальные и коллективные трудовые споры, дать понятие примирительным процедурам, праву на забастовку.
Трудовые права защищены законом, следовательно, за любым субъектом трудового правоотношения сохраняется возможность обратиться в комиссию по трудовым спорам (КТС) и (или) в суд.
Срок обращения в КТС (или в суд) составляет три месяца с момента, когда работник узнал о своем нарушенном праве.
Следует обратить особое внимание на порядок рассмотрения трудовых споров, его демократичный характер, который позволяет быстро и бесплатно восстановить нарушенные права. Во-первых, это возможность решить спор в примирительной комиссии с участием трудового коллектива или профсоюза. Во-вторых, при обращении в суд на основании ст. 42, 44 ГПК РФ в защиту трудящегося могут выступать представители профсоюзов. В-третьих, работники при обращении в суд освобождаются от судебных расходов. В-четвертых, трудовые споры разрешаются быстро: срок рассмотрения дела в КТС не должен превышать 10 дней, в суде — также 10 дней и 7 дней для подготовки дела к рассмотрению. Вышестоящие органы по трудовым спорам руководителей могут рассматривать дело не более месяца. Важным способом защиты трудовых прав является право работников на забастовку, которая является крайним выражением коллективного трудового спора. Однако необходимо учесть, что до объявления забастовки работники обязаны попытаться решить спор специальными примирительными процедурами, в которые входят:
• рассмотрение спора примирительной комиссией;
• рассмотрение спора с участием посредника;
• рассмотрение спора трудовым арбитражем.
Надо иметь представление об этих органах и помнить о том, что процедура разрешения коллективного трудового спора в примирительной комиссии предусмотрена законом, в России существует специальный институт трудовых арбитров и службы по урегулированию коллективных трудовых споров. Поэтому работники могут приступать к забастовке только после попыток решить спор при помощи этих органов.
Раскрывая понятие законной и незаконной забастовок, студент должен уяснить, что признание незаконности забастовки производится только решением судов (Верховного суда республики, края, области, городов Москвы и Санкт-Петербурга, Севастополя, автономной области, автономных округов). Здесь же рекомендуется отметить, какие категории работников ни при каких обстоятельствах не имеют права на забастовку.
15.3. Основные институты трудового права
15.3.1. Правовое регулирование трудоустройства и обеспечения занятости в РФ
Согласно ст. 37 Конституции в Российской Федерации труд свободен и каждый вправе свободно распоряжаться своими способностями, выбирать род деятельности и профессию. Право свободно распоряжаться способностями к труду граждане реализуют в форме занятия предпринимательской деятельностью, участия в качестве кандидата для избрания на выборную должность (например, депутата законодательного органа), заключения трудового договора с работодателем, как коллективным, так и индивидуальным.
В условиях рыночной экономики обеспечить всеобщую занятость не представляется возможным. Однако способствовать целенаправленному формированию рынка труда, эффективному распределению и переподготовке работников необходимо. Для этого в соответствии с Федеральным законом «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 г. была учреждена Федеральная служба занятости (в настоящее время Федеральная служба по труду и занятости). Она включает в себя: 1) государственные комитеты и центры занятости субъектов Российской Федерации; 2) центры и бюро занятости в городах и районах.
В службу занятости могут обратиться все граждане — занятые и незанятые. Государственная служба занятости оказывает услуги бесплатно. Решение о признании гражданина безработным принимается службой занятости не позднее 11 календарных дней после предъявления соответствующих документов. Безработными признаются граждане, которые являются трудоспособными по возрасту, не имеющие работы и заработка, зарегистрированные как ищущие роботу в службе занятое™ и готовые приступить к подходящей ра- боте. Признание лица безработным службой занятости предполагает назначение ему пособия по безработице — ежемесячные выплаты из пенсионного фонда. Впервые пособие назначается лицу в течение первых шести месяцев в размере среднего заработка в регионе. Всем остальным безработным пособия назначаются в размере минимальной оплаты труда. Срок выплаты пособия — не более 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев. Выплата пособия приостанавливается на срок до трех месяцев в случае отказа безработного от двух вариантов работы или дисциплинарного нарушения (увольнение по данной причине с последнего места работы).
15.3.2. Коллективные договоры и соглашения
Трудовой договор — основная форма реализации права граждан на труд, поскольку определяет взаимные права и обязанности работника и работодателя. Он является основанием возникновения трудового правоотношения.
Коллективный договор — это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей. В коллективном договоре устанавливаются взаимные обязательства сторон социально-трудовых отношений в данной организации с учетом специфики и условий труда.
Коллективный договор может заключаться в организации, ее филиалах, представительствах и иных обособленных структурных подразделениях. При этом представителем работодателя является руководитель соответствующего подразделения, уполномоченный на это работодателем.
Согласно ст. 41 ТК РФ в коллективный договор могут включаться взаимные обязательства работников и работодателя по следующим вопросам: формы, системы и размеры оплаты труда; выплата пособий, компенсаций; механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных коллективным договором; занятость; переобучение; условия высвобождения работников; рабочее время и время отдыха, включая вопросы предоставления и продолжительности отпусков; улучшение условий и охраны труда работников, в том числе женщин и молодежи; гарантии и льготы работникам, совмещающим работу с обучением; оздоровление и отдых работников и членов их семей; отказ от забастовок при выполнении соответствующих условий коллективного договора; другие вопросы, определенные сторонами.
Содержание и структура коллективного договора определяются сторонами.
С учетом финансово-экономического положения работодателя в коллективном договоре могут устанавливаться льготы и преимущества для работников, условия труда, более благоприятные по сравнению с предусмотренными законодательством, соглашениями. В коллективный договор должны быть включены нормативные положения, если в законах содержится прямое предписание об обязательном закреплении этих положений в коллективном договоре.
Коллективный договор не следует смешивать с трудовым соглашением, которое представляет собой правовой акт, устанавливающий общие принципы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях в пределах их компетенции.
Соглашение может предусматривать взаимные обязательства сторон по следующим вопросам: оплаты труда, условий и охраны труда, режима труда и отдыха, развития социального партнерства, иным вопросам, определенным сторонами соглашения.
В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться следующие виды соглашения.
генеральное (устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на федеральном уровне);.
региональное (предусматривает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на уровне субъекта РФ);.
отраслевое или межотраслевое (определяет общие условия оплаты труда, трудовые гарантии и льготы работникам отрасли (отраслей);.
территориальное (предусматривает общие условия труда, трудовые гарантии и льготы работникам на территории соответствующего муниципального образования) и иные.
К иным относятся соглашения, которые могут заключаться сторонами на любом уровне социального партнерства по отдельным направлениям регулирования социально-трудовых и связанных с ними отношений.
По договоренности сторон, участвующих в коллективных переговорах, соглашения могут быть двусторонними и трехсторонними. Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на фе- деральном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства. Генеральное соглашение заключается только на федеральном уровне с участием Правительства РФ, например генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на 2002—2004 гг.
Состав участников соглашений зависит от уровня (вида) заключаемого соглашения. Участниками соглашения могут быть.
при заключении генерального соглашения — общероссийские объединения профсоюзов, общероссийские объединения работодателей, Правительство РФ;.
регионального соглашения — соответствующие профсоюзы и их объединения, объединения работодателей, иные уполномоченные работодателями представительные органы, орган исполнительной власти субъекта РФ;.
отраслевого (межотраслевого) соглашения — соответствующие профсоюзы и их объединения, объединения работодателей, иные уполномоченные работодателями представительные органы, орган по труду субъекта РФ (Минтруда РФ, если соглашение заключается на федеральном уровне);.
территориального соглашения — соответствующие профсоюзы и их объединения, объединения работодателей, иные уполномоченные работодателями представительные органы, соответствующий орган местного самоуправления.
Профсоюзы и иные уполномоченные работниками представительные органы не вправе требовать от органов исполнительной власти, не являющихся работодателем или представителем работодателя, заключения с ними двухсторонних соглашений.
15.3. Основные институты трудового права 15.3.1. Правовое регулирование трудоустройства и
обеспечения занятости в РФ
Согласно ст. 37 Конституции в Российской Федерации труд свободен и каждый вправе свободно распоряжаться своими способностями, выбирать род деятельности и профессию. Право свободно распоряжаться способностями к труду граждане реализуют в форме занятия предпринимательской деятельностью, участия в качестве кандидата для избрания на выборную должность (например, депутата законодательного органа), заключения трудового договора с работодателем, как коллективным, так и индивидуальным.
В условиях рыночной экономики обеспечить всеобщую занятость не представляется возможным. Однако способствовать целенаправленному формированию рынка труда, эффективному распределению и переподготовке работников необходимо. Для этого в соответствии с Федеральным законом «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 г. была учреждена Федеральная служба занятости (в настоящее время Федеральная служба по труду и занятости). Она включает в себя: 1) государственные комитеты и центры занятости субъектов Российской Федерации; 2) центры и бюро занятости в городах и районах.
В службу занятости могут обратиться все граждане — занятые и незанятые.
Государственная служба занятости оказывает услуги бесплатно. Решение о признании гражданина безработным принимается службой занятости не позднее 11 календарных дней после предъявления соответствующих документов. Безработными признаются граждане, которые являются трудоспособными по возрасту, не имеющие работы и заработка, зарегистрированные как ищущие роботу в службе занятое™ и готовые приступить к подходящей работе. Признание лица безработным службой занятости предполагает назначение ему пособия по безработице — ежемесячные выплаты из пенсионного фонда. Впервые пособие назначается лицу в течение первых шести месяцев в размере среднего заработка в регионе. Всем остальным безработным пособия назначаются в размере минимальной оплаты труда. Срок выплаты пособия — не более 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев. Выплата пособия приостанавливается на срок до трех месяцев в случае отказа безработного от двух вариантов работы или дисциплинарного нарушения (увольнение по данной причине с последнего места работы).