+7 (499) 288 16 73  Москва

+7 (812) 385 57 31  Санкт-Петербург

8 (800) 550 47 39  Остальные регионы

Бесплатная юридическая консультация!

Получите бесплатную консультацию
юриста по телефонам прямо сейчас:
Москва и МО
Санкт-Петербург и ЛО
Остальные регионы

Защита трудовых прав работников профессиональными союзами

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

В обстановке растущего вала забастовок, грозящего вылиться в неуправляемый процесс, именно профсоюзы взяли на себя организаторскую роль и направили его в русло переговоров с властью. Профсоюзы в принципе не заинтересованы в забастовке. К стачке, обоюдоострому оружию, прибегают лишь тогда, когда нет другого выхода, когда на пути переговорного процесса в рамках коллективного трудового спора ресурсы компромисса исчерпаны. Компромисс — самый желательный исход.

Правительство так же заинтересовано в сотрудничестве с профсоюзами. Из выступления В. Путина на заседании генерального совета Федерации независимых профсоюзов России 16 февраля 2000 года: « За эти годы во власти и в среде предпринимателей, и в профсоюзном движении появилось достаточно фигур, готовых к действительно новым, взаимовыгодным, партнерским отношениям друг с другом.

Из двух подходов, один из которых постоянное «перетягивание каната», а другой — поиск точек соприкосновения, я выбрал второй. И рассчитываю: здесь наши позиции совпадают.

Наша с вами общая задача — сделать экономику эффективной. Создать экономику, в которой люди имеют возможность хорошо работать и хорошо жить.

И не должно быть никаких сомнений: власть сегодня заинтересована в том, чтобы профсоюзы стали влиятельной и авторитетной силой в обществе. Силой обновленной и прогрессивной. У нас с вами общие цели, и давайте двигаться к ним вместе».

Главной задачей на данном этапе В. Путин обозначил приведение трудового законодательства в такое состояние, которое достойно современного общества.

«У нас есть огромный долг — трудовой кодекс. Знаю, что далеко не все предложения профсоюзов были учтены при работе над этим проектом. Сейчас с вашим участием формируется комиссия по его доработке. Мы понимаем: социальное партнерство может быть успешным только при учете интересов всех сторон».

Огромное количество людей работает на мелких и средних частных предприятиях. Профсоюзное движение здесь пока только «просыпается», а отсутствие полноценного законодательства о труде делает их беззащитными.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:
+7 (499) 288 16 73 (Москва)
8 (800) 550 47 39 (Остальные регионы)
Это быстро и бесплатно!

Профсоюз уже вполне может начинать переговоры с ассоциациями предпринимателей. Бизнес должен привыкать к мысли, что его руководители несут ответственность за судьбы работающих там людей.

Нельзя считать рынок цивилизованным, когда работники месяцами не получают зарплату, а хозяйства при этом имеют приличную прибыль. Это относится к любым видам бизнеса — и к государственному, и к частному.

Одна из главных проблем, решение которой необходимо взять на себя профсоюзам — отсутствие контроля за условиями труда работников, необходимых проверок и контроля за состоянием оборудования.

В итоге повышенный травматизм, много несчастных случаев, люди становятся инвалидами. Необходимо проводить проверки, выделять квалифицированных инспекторов, объединять усилия с государством и защищать интересы людей и на этом фронте.

Профсоюзы также могут помочь людям сориентироваться в новых рыночных условиях. Речь идет об элементарных знаниях своих прав, представлениях о работе рыночных механизмов.

Новый Трудовой Кодекс РФ был принят Государственной Думой 21 декабря 2001 г. и одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001 г. В новом Трудовом кодексе целый ряд проблем, всплывших в 80-90-е годы, был решен.

Перспектива роста у наших профсоюзов колоссальна. Они должны заполнить то пространство, на котором человек, нанимающийся на работу, сможет ощутить свою защищенность, причем не только материальную и законодательную, а почувствовать и профессионально корпоративную солидарность.

Сегодня профсоюзы в большой степени напоминают броуновское движение. Все действуют в разных направлениях, хаотически и несогласованно. То, что у нас много профсоюзов, вредит делу, ибо лишь немногие крупные профсоюзы реально озабочены проблемами работников и в состоянии защищать их интересы. В основной массе это организации, занимающиеся очень ограниченным кругом вопросов, которые не выполняют пока главного — защиту прав работника перед лицом работодателя. Проблема приобретения путевки в санаторий или места в пионерлагере — это отнюдь не самое главное, чем должны заниматься профсоюзы.

В жесткой принципиальной профсоюзной защите нуждаются российские рабочие, занятые на предприятиях транснациональных корпораций, работники нашей бюджетной сферы, так называемой «социалки». Такая же помощь требуется накануне вступления России во Всемирную торговую организацию трудящимся тысяч предприятий сталепромышленных регионов страны, нашим аграриям. И это — лишь часть той масштабной помощи профсоюзов, которую ждет наше общество в решении небывалой для России задачи построения социального государства.

Профсоюз врос всеми своими корнями в нашу жизнь. Теперь никто просто не представляет своей жизни без профсоюза. Другое дело — насколько он в настоящее время дееспособен и вооружен знаниями законодательных и правовых документов, для того, чтобы квалифицированно защищать интересы трудящихся. Без профсоюза все полностью зависели бы от воли администрации, которая зачастую либо не считается с интересами коллектива, либо не в состоянии принять независимое от основного заказчика решение.

Сегодня уже более 12 тысяч профсоюзных организаций. И рост идет снизу, по инициативе трудящихся. Они хотят иметь профсоюзы, которые бы действительно защищали их права.

Но наряду с этой отмечена и другая — тревожная! — тенденция: снижение роли профкомов в регулировании социально-трудовых процессов на предприятиях. Дело не только в позициях профсоюзных лидеров, хотя от этого зависит многое. Но и в том, что правовая база сильно отстает от происходящих процессов.

Сегодня нет, предположим, закона об объединениях работодателей. Само понятие «работодатель» размыто, не имеет определения. Это и мелкий лавочник, и тот, кто занимается челночным бизнесом, и собственник крупного акционерного предприятия и так далее. На каком основании им объединиться? Какими должны быть их обязанности? Все это должно быть отражено в законе об объединениях работодателей. И профсоюзы должны активно продвигать этот закон.

Многие работодатели оказывают давление на работников своих предприятий, с целью принудить их выйти из профсоюза, угрожая увольнениями, сокращениями, лишением премиальных выплат и т.п. Некоторые прогибаются под этим прессом и пишут заявление о выходе из профсоюза, пишут своими собственными руками.

Не далеко то время, когда возникали экстремальные ситуации из-за невыплаты в срок заработной платы или предстоящего сокращения работников предприятия. Именно профкому удавалось сдержать людей в рамках законности и правопорядка и действовать путем переговоров на различных уровнях власти. Профсоюзы по самой своей природе являются силой консервативной, «сдерживающей» и власть, и чрезмерные аппетиты бизнеса.

Для попавших в беду людей по разным причинам профсоюз является единственной инстанцией, которая поддерживает их. Да и в моральном плане профсоюзная организация имеет большое значение для трудящихся. Чувствовать себя защищенными в наше неспокойное и сложное время — это уже много для любого человека, особенно со скромным достатком.
Время и обстановка, царящая в стране, обязывают нас не стоять на месте, не ждать милостей от работодателей. Защищаться надо умно, квалифицированно, напористо, с достоинством и, безусловно, коллективно. И как тут не повторить давно всем известный лозунг: «Наша сила — в единстве». Так что профсоюз для нас осознанная необходимость.

1. Снигирева И.О. Профсоюзы и трудовое право. М. 1993. — 326 с.

2. Трудовое право России: учебник / под ред. В.И. Миронова. М. Изд-во ООО Журнал «Управление персоналом», 2004. — 537 с.

3. Трудовое право России: учебник для вузов / под ред. К.Н. Гусова, В.Н. Толкуновой. М. Изд-во «ПРОСПЕКТ», 2004. — 492 с.

4. Юргенс И.Ю. Можаев В.Е. Профсоюзы: вчера, сегодня, завтра / И.Ю. Юргенс, В.Е. Можаев // БПА. 1996. №1. — 18 с.

Размещено на Allbest.ru

ЗАЩИТА ТРУДОВЫХ ПРАВ РАБОТНИКОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ СОЮЗАМИ

Профессиональный союз — добровольное обществен­ное объединение граждан, связанных общими производ­ственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.

Профсоюзы независимы в своей деятельности от ор­ганов исполнительной власти, местного самоуправле­ния, работодателей, их объединений, политических партий и других общественных объединений, неподотчетны и неподконтрольны им.

Основная функция профсоюзов состоит в защите и реа­лизуется в четырех организационно-правовых формах: уча­стия профсоюзов в отношениях социального партнерства; участия в применении установленных условий труда в орга­низации; участия в разрешении трудовых споров; осуществ­ления профсоюзного контроля за соблюдением законода­тельства о труде.

Профсоюзы имеют право на осуществление контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содер­жащих нормы трудового права. В связи с этим работодатели обязаны в недельный срок с момента получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить соответству­ющему органу профсоюзной организации о результатах рас­смотрения данного’требования и принятых мерах.

Профсоюзные инспекторы труда имеют право:

-беспрепятственно посещать организации незави­симо от их организационно-правовых форм и форм собственности, в которых работают члены данного профессионального союза или профсо­юзов, входящих в объединение;

-проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников организации;

-защищать права и интересы членов профессиональ­ного союза по вопросам возмещения вреда, причинен­ного их здоровью на производстве;

-осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, выполнение обязательств работодателей, пре­дусмотренных коллективными договорами и соглаше­ниями;

-принимать участие в работе комиссий по испытани­ям и приему в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве незави­симых экспертов;

-принимать участие в расследовании несчастных слу­чаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Профсоюзы при осуществлении своих полномочий взаимодействуют с государственными органами над­зора и контроля за соблюдением законодательства о труде. Уполномоченные лица по охране труда профсоюзов имеют право беспрепятственно проверять в организациях соблюдение требований охраны труда и вносить обязатель­ные для рассмотрения должностными лицами предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда.

Читайте также:  Индексация заработной платы в 2019 году

66. САМОЗАЩИТА РАБОТНИКАМИ ТРУДОВЫХ ПРАВ

Трудовое законодательство предусматривает несколько форм самозащиты трудовых прав работников.

Работник имеет право на отказ от выполнения работы, не предусмотренной трудовым договором.В этомслучае работник вправе выходить на работу, не выполняя своих трудовых обязанностей, либо прекратить выходить на работу, предварительно известив об этом работодателя в письменной форме. На время самозащиты за работником сохраняется средняя заработная плата на все время самоза­щиты.

Работник имеет право на отказ от выполнения рабо­ты, непосредственно угрожающей его жизни и здоровью. В данном случае работодатель обязан предоставить работ­нику другую работу на время устранения опасности. Если предоставление другой работы по объективным причинам не­возможно, работодателем оплачивается время простоя до ус­транения опасности для его жизни и здоровья. Отказ работ­ника от выполнения работы в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда либо от выполнения тяжелых ра­бот и работ с вредными и опасными условиями труда, кото­рые не предусмотрены трудовым договором, не влечет за со­бой привлечения его к дисциплинарной ответственности.

На время отказа от указанной работы за работником со­храняются все права, предусмотренные действующим тру­довым законодательством.

Работодатель, представители работодателя не имеют права препятствовать работникам в осуществ­лении ими самозащиты трудовых прав. Преследова­ние работников за использование ими допустимых законо­дательством способов самозащиты трудовых прав запре­щено.

Работник обязан письменно предупредить представителей работодателя о самозащите трудовых прав, указав в заявлении о правонарушении, допущенном представителями работодате­ля. Получив заявление, представители работодателя вправе пре­кратить действия или бездействие работника либо обжаловать в суде "или государственной инспекции труда. Признание дей­ствий или бездействий работника по самозащите трудовых прав незаконными соответствующими органами обязывает работни­ка прекратить используемые им способы самозащиты трудовых прав. В противном случае работник может быть привлечен к дисциплинарной ответственности.

В случае, если судом или инспекцией труда самозащита работника признается законной, названные органы могут обязать представителей работодателя устранить допущенные нарушения прав работников.

В ином случае представители работодателя могут быть привлечены к дисциплинарной или административной ответ­ственности.

67. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ТРУДОВЫХ СПОРОВ

Трудовой спор — поступившие на разрешение юрисдикци- онного органа разногласия субъектов трудового права по вопросам применения трудового законодательства или ус­тановлении в партнерском порядке новых условий труда.

Среди форм разрешения противоречий выделяют:

-выступления на собраниях коллектива;

-проведение де­монстраций; обращение в прессу;

-обращение к выше­стоящему руководству организации; предъявление требова­ний через профсоюзный комитет; обращение в комиссию по трудовым спорам; организацию пикетов;

Конституция РФ признает право на индивидуальные и коллективные трудовые споры.Закрепление этого права служит важнейшей гарантией соблюдения трудовых прав работающих граждан. Также ст. 46 Конституции РФ гаран­тирует каждому гражданину судебную защиту его прав и сво­бод, закрепляет положение, гласящее, что решения и дей­ствия (бездействие) органов и должностных лиц могут быть обжалованы в суде. Эти положения Конституции лежат в основе разрешения всех трудовых споров.

Критерии классификации трудовых споров:

1.на споры работников с работодателями или их пред­ставителями по поводу установления или изменения условий труда, заключения или изменения коллектив­ных договоров, соглашений по вопросам труда и быта работников. Таких коллективных споров абсолютное большинство;

2.споры о применении норм трудового законодательства, в которых защищается и восстанавливается нарушен­ное право работника или коллектива работников

-по правоотношениям, из которых возникают трудовые споры, они подразделяются на:

1.возникающие из трудовых правоотношений;

2.из правоотношений по трудоустройству;

3.из правоотношений по надзору и контролю за соблюде­нием трудового законодательства и правил охраны труда;

4.из правоотношений по подготовке кадров и повыше­нию квалификации работников;

5.из правоотношений по возмещению материального ущерба работником работодателю;

6.из правоотношений по возмещению работодателем ущерба работнику в связи с повреждением его здо­ровья на работе или нарушением его права на труд;

7.из правоотношений профкома с работодателем по вопросам труда и быта;

8.из правоотношений коллектива работников с работо­дателем;

9.из социально-партнерских правоотношений.

Правильная классификация трудовых споров по спорящим субъектам, по характеру спора и по спорным правоотношени­ям имеет очень большое значение, поскольку необходима для определения подведомственности, т.е. органа, правомочного рассматривать и разрешать данный трудовой спор.

68. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ТРУДОВЫЕ СПОРЫ. ОРГАНЫ ПО ИХ РАССМОТРЕНИЮ.

Индивидуальный трудовой спор — неурегулированные разногласия между работодателем и работником по во­просам применения законов и иных нормативных право­вых актов, содержащих нормы трудового права, коллек­тивного договора, соглашения, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмот­рению индивидуальных трудовых споров.

Стороны индивидуального трудового спора — работник и работодатель.

Действующее законодательство предусматривает не­сколько способов разрешения индивидуальных трудовых споров. Это рассмотрение и разрешение трудовых споров в комиссии по трудовым спорам (КТС); в судебном порядке, минуя КТС, и в специальном порядке, когда спор разрешает­ся в вышестоящем органе.

Индивидуальные трудовые споры рассматриваются КТС и судами в случае, если работник самостоятельно или с уча­стием своего представителя не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с работодателем. Норматив­ной базой, регулирующей порядок рассмотрения индивиду­альных трудовых споров, является трудовое законодатель­ство, а порядок рассмотрения дел по трудовым спорам в судах определяется гражданским процессуальным законодатель­ством Российской Федерации.

КТС рассматривают споры о переводах на другую работу, применении других условий договора, об ин­дивидуальной норме и режиме рабочего времени, о продолжительности и использовании работником полага­ющегося ему отдыха, наложении дисциплинарных взысканий, об оплате труда и другие споры.

КТС образуютсяпо инициативе работников и (или) ра­ботодателя из равного числа представителей работников и работодателя. Представители работников в комиссию по тру­довым спорам избираются общим собранием (конференци­ей) работников организации или делегируются представи­тельным органом работников с последующим утверждением на общем собрании (конференции) работников организации. Представители работодателя назначаются в комиссию руко­водителем организации.

Организационно-техническое обеспечение деятельно­сти КТСосуществляется работодателем.КТС избирает из своего состава председателя и секретаря комиссии.

Работник может обратиться в КТС в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. В случае пропуска по уважительным причинам установленного срока КТС может его восстановить и разре­шить спор по существу.

69.КОЛЛЕКТИВНЫЕ ТРУДОВЫЕ СПОРЫ

Коллективный трудовой спор — неурегулированные раз­ногласия между работниками (их представителями) и рабо­тодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), за­ключения, изменения и выполнения коллективных догово­ров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работ­ников при принятии локальных нормативных актов.

Этапы порядка разрешения коллективного трудо­вого спора: рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией; с участием посред­ника; в трудовом арбитраже. Каждая из сторон в любой мо­мент после начала коллективного трудового спора вправе обратиться в Службу по урегулированию трудовых споров для уведомительной регистрации.

Примирительная комиссия создается в срок до трех рабочих дней с момента начала коллективного трудо­вого спора. Решение о создании комиссии оформля­ется соответствующим приказом (распоряжением) работо­дателя и решением представителя работников. Спор должен быть рассмотрен в срок до пяти рабочих дней с момента из­дания приказа (распоряжения) о ее создании. Решение при­мирительной комиссии принимается по соглашению сторон коллективного трудового спора, оформляется протоколом, имеет для сторон этого спора обязательную силу и исполня­ется в порядке и сроки, которые установлены решением при­мирительной комиссии. При недостижении согласия в при­мирительной комиссии стороны коллективного трудового спора продолжают примирительные процедуры с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.

Трудовой арбитраж— временно действующий орган по рассмотрению коллективного трудового спора, ко­торый создается в случае, если стороны этого спора заключили соглашение в письменной форме об обязательном выполнении его решений.

Трудовой арбитраж создается сторонами коллективного трудового спора и Службой по урегулированию коллективных трудовых споров в срок не позднее трех рабочих дней со дня окончания рассмотрения коллективного трудового спора при­мирительной комиссией или посредником. Спор рассматрива­ется в срок до пяти рабочих дней со дня создания арбитража. Рекомендации трудового арбитража по урегулированию кол­лективного спора передаются сторонам в письменной форме. Результатом рассмотрения коллективных трудовых споров ста­новится соглашение. Оно оформляется письменно и имеет для сторон коллективного трудового спора обязательную силу.

Профессиональный союз как добровольное общественное объединение граждан-работников создается ими в целях защиты своих социально-трудовых прав и интересов.

Помимо ТК РФ, права и обязанности профсоюзов закреплены в Законе о профсоюзах. Основополагающим международным документом в сфере свободы создания профсоюзов и гарантий их деятельности является Конвенция МОТ № 87 "Относительно свободы ассоциаций и защиты права на организацию" [1] .

Несомненно, что профсоюз по своей сути является основным защитником прав работника, что предопределяется "близостью" профсоюза к работнику, близостью по месту своего нахождения – профсоюз находится непосредственно на предприятии, и по своему духу, поскольку профсоюз состоит из таких же работников, которые трудятся на этом же (или сходном) предприятии. Однако в настоящее время в России профсоюзы уже не столь эффективно выполняют свою основную – защитную – функцию. Тем не менее законодательство предоставляет профессиональным союзам широкие возможности и полномочия в этой сфере.

Профсоюз защищает права и интересы работников разными способами (рис. 20.2).

Рис. 20.2.Способы защиты профсоюзом прав и интересов работников

Профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением условий коллективных договоров, соглашений осуществляется на основании ст. 19 Закона о профсоюзах и в соответствии со ст. 370 ТК РФ. Для осуществления профсоюзного контроля общероссийские профессиональные союзы и их объединения, межрегиональные и территориальные объединения (ассоциации) организаций профессиональных союзов вправе создавать правовые и технические инспекции труда. Права профсоюзных инспекторов труда заключаются преимущественно в том, что они могут принимать участие в различных юридически значимых мероприятиях (в расследовании несчастных случаев на производстве, в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию средств производства и пр.). Среди властных полномочий можно отметить право осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, право предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников и направлять работодателям представления об устранении нарушений трудового законодательства, которые обязательны для рассмотрения. Работодатель обязан рассмотреть представление в недельный срок и сообщить о принятых мерах.

Читайте также:  Как рассчитать количество дней отпуска

В случаях, предусмотренных законом, работодатель обязан принимать кадровые решения с учетом мнения или мотивированного мнения профсоюза. К таким случаям относятся:

– введение режима неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели на срок до шести месяцев в случае, когда по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда, возможно массовое увольнение работников (ч. 5 ст. 74 ТК РФ);

– принятие локального нормативного акта, регламентирующего порядок проведения аттестации (ч. 2 ст. 81 ТК РФ);

– привлечение работника к сверхурочной работе во всех случаях, за исключением предусмотренных ч. 2 и 3 ст. 99 ТК РФ (ч. 4 ст. 99 ТК РФ);

– принятие локального нормативного акта, устанавливающего перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем (ст. 101 ТК РФ);

– составление графиков сменности (ч. 3 ст. 103 ТК РФ) и др.

Порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии локальных нормативных актов установлен ст. 372 ТК РФ. Нормы локальных нормативных актов, принятые без соблюдения данного порядка, не подлежат применению.

Коллективным договором, соглашениями может быть предусмотрено принятие локальных нормативных актов по согласованию с представительным органом работников. "Согласование" определяет более высокий, нежели "учет мнения", уровень взаимодействия между профсоюзом и работодателем, поскольку фактически означает, что без санкции профсоюза работодатель не сможет ввести в действие все или по установленному перечню локальные нормативные акты, регламентирующие трудовые отношения в организации.

Также профсоюзам отведена определенная роль при принятии работодателем решения об увольнении по некоторым основаниям работников, являющихся членами профсоюза. Причем, эта роль различна в зависимости от того, является ли работник рядовым членом профсоюза или его руководителем.

Так, если работодатель имеет намерение уволить работника, являющего членом профсоюза, по основаниям, предусмотренным и. 2 (сокращение численности или штата работников), 3 (несоответствие занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации) или 5 (неоднократное неисполнение без уважительных причин трудовых обязанностей) ч. 1 ст. 81 ТК РФ, то он обязан учесть мотивированное мнение выборного органа первичной профсоюзной организации. Порядок учета мотивированного мнения предусмотрен ст. 373 ТК РФ.

Кроме того, при принятии решения о сокращении численности или штата работников и возможном расторжении трудовых договоров с работниками по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ работодатель обязан в письменной форме сообщить об этом выборному органу первичной профсоюзной организации не позднее чем за два месяца, а в случае, если решение о сокращении численности или штата работников может привести к массовому увольнению работников – не позднее чем за три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий.

Также при проведении аттестации, которая может послужить основанием для увольнения работников по п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, в состав аттестационной комиссии в обязательном порядке включается представитель выборного органа соответствующей первичной профсоюзной организации.

Если же речь идет об увольнении руководителей (их заместителей) выборных коллегиальных органов первичных профсоюзных организаций, выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций структурных подразделений организаций (не ниже цеховых и приравненных к ним), не освобожденных от основной работы, то их увольнение по п. 2 и 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ допускается только с предварительного согласия соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа. Данная гарантия действует также в течение в течение двух лет после окончания срока их полномочий (ст. 376 ТК РФ).

Приведенный анализ правового положения профсоюзов в области защиты трудовых прав и свобод работников показывает, что законодательство предоставляет профсоюзам достаточные права и полномочия в этой сфере для организации эффективной работы.

  • [1] Конвенция ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 06.07.1956.

Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter

2.2. Защита прав работников профессиональными союзами

Правовой основой защиты трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами являются ТК РФ и Федеральный закон № 10-ФЗ от 12.01.1996 (ред. от 22.12.2014) «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». Стоит отметить, что согласно ст. 352 ТК РФ одним из способов защиты прав и свобод работников является защита профессиональными союзами 31 .

Федеральным законом от 12.01.1996. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» установлено, что профсоюз – это добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Из рассмотренного определения профессионального союза следует, что он вправе защищать социально-трудовые права и интересы своих членов.

Можно выделить следующие основные направления деятельности профсоюзов 32 :

— повышение условий труда работников;

— представление интересов работников в сфере труда, ведение переговоров с работодателями;

— осуществление профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства работодателями;

— участие в урегулировании возникающих между работниками и работодателями трудовых споров в целях защиты прав и интересов работника, как менее слабой стороны.

Профессиональные союзы занимают особое место в системе органов надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде 33. Стоит отметить, что профсоюзы, с позиции работников, защищая их трудовые права, имеют своего рода преимущества перед государственной инспекцией и органами прокуратуры. Это выражается в следующих аспектах. Во-первых, профсоюзы имеют возможность ежедневно представлять интересы работников при взаимодействии с работодателями, во-вторых, имеют возможность оперативно провести беседы с работодателями, разъяснить работникам имеющиеся у них права и соответствующие обязанности работодателя. Государственная инспекция труда и органы прокуратуры в свою очередь, имея помимо защиты трудовых прав работников, другие полномочия, не способны настолько оперативно реагировать на нарушения трудовых прав.

Подчеркивая роль общественности в защите законных интересов человека, а равно и работника, Конституция РФ указала, что каждый имеет право создавать профессиональные союзы. К сожалению, можно констатировать тот факт, что на предприятиях среднего и малого бизнеса обычно не создаются профсоюзные организации, не избираются комиссии по трудовым спорам, т.е. отсутствуют органы, которые должны защищать интересы работников. Это происходит по разным причинам: негативное отношение некоторых работодателей к деятельности профсоюзов, поскольку последние ограничивают их власть над работниками; преследование работников, обратившихся в профсоюз для защиты нарушенного права; слабое знание работниками трудового законодательства, а в связи с этим и нежелание защиты нарушенных прав при помощи профессиональных союзов или в комиссии по трудовым спорам. А в условиях экономического кризиса в государстве и безработицы для сохранения своего рабочего места работник иногда вынужден пожертвовать своими законными правами.

Профсоюзы имеют право на осуществление контроля за соблюдением работодателями, должностными лицами законодательства о труде в организациях, в которых работают члены данного профсоюза, и имеют право требовать устранения выявленных нарушений, в том числе по вопросам:

— законности условий трудового договора;

— рабочего времени и времени отдыха;

— гарантий и компенсаций, льгот и преимуществ;

— по другим социально-трудовым вопросам 34 .

Реализуя и осуществляя свои полномочия, профсоюзы в своей деятельности независимы от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), политических партий и других общественных объединений, неподотчетны и неподконтрольны им. Запрещается вмешательство органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц в деятельность профсоюзов, которое может повлечь за собой ограничение прав профсоюзов или воспрепятствовать законному осуществлению их уставной деятельности.

В случае, если профсоюзными организациями были выявлены нарушения трудового законодательства, члены этой организации имеют право (а в основном должны, так как целью их является защита прав и законных интересов работников) выйти с требованием к работодателю с целью устранения этих нарушений. Работодатель, в свою очередь, обязан в недельный срок со дня получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить в профсоюзный орган о результатах рассмотрения данного требования и принятых мерах.

Для осуществления контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением условий коллективных договоров, соглашений общероссийские профессиональные союзы и их объединения могут создавать правовые и технические инспекции труда профсоюзов, которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями, утверждаемыми общероссийскими профессиональными союзами и их объединениями. Профсоюзные инспекторы труда в установленном порядке имеют право беспрепятственно посещать любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей — физических лиц), у которых работают члены данного профессионального союза или профсоюзов, входящих в объединение, для проведения проверок соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профессиональных союзах, выполнения условий коллективных договоров, соглашений 35 .

Профсоюзные инспекторы труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право:

1) осуществлять контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

2) проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников.

Анализируя совокупность прав, предоставленных профсоюзным организациям, следует сделать вывод о том, что профсоюзные организации обладают обширными правами в области защиты трудовых прав работников, так как целью их создания является взаимодействие с работодателем в интересах работника. Вместе с тем следует отметить, что их деятельность в реальной практике распространяется преимущественно на лиц, являющихся членами профсоюзов, или на тех работников, кто, не будучи членом профсоюза, уполномочил профсоюз представлять его интересы. Если говорить о правоприменительной деятельности профсоюзов в целом по Российской Федерации, то они сейчас практически не создаются и, к сожалению, слабо функционируют, несмотря на законодательное урегулирование вопроса о широких возможностях их деятельности. Следовательно, защита профсоюзами трудовых прав работников находит свое применение в частных случаях, и не имеет широкого применения.

Читайте также:  Решение комиссии по трудовым спорам - образец

Защита трудовых прав работников профессиональными союзами

Защита трудовых прав работников профессиональными союзами

Конституция РФ закрепляет положение о том, что каждый имеет право создавать профессиональные союзы. К сожалению, на предприятиях малого бизнеса, у индивидуальных предпринимателей обычно не создаются профсоюзные организации, не избираются комиссии по трудовым спорам, то есть отсутствуют органы, которые должны защищать интересы работников (в бюджетных организациях профсоюзные организации чаще всего имеются). Это происходит по разным причинам: негативное отношение некоторых работодателей к деятельности профсоюзов, так как они ограничивают их всевластие; преследование работников, обратившихся в профсоюз для защиты нарушенного права; слабое знание работниками трудового законодательства, а в связи с этим и нежелание защиты нарушенных прав при помощи профсоюза. Для сохранения своего рабочего места работник иногда вынужден пожертвовать своими законными правами.

Глава 58 Трудового Кодекса РФ посвящена защите трудовых прав работников профсоюзами. Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (в ред. Федерального закона № 444-ФЗ от 22 декабря 2014 г.) определяет, что профсоюз создаётся для представительства и защиты социально-трудовых прав и интересов его членов. Основной функцией профсоюзов является функция защиты, которая реализуется в четырёх организационно-правовых формах: участия профсоюзов в отношениях социального партнерства; участия в применении установленных условий труда в организации; участия в разрешении трудовых споров; осуществления профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде.

Участие профсоюзов в отношениях социального партнерства, установлении условий труда через институт коллективного договора и другие соглашения о труде должно стать основной формой реализации защитной функции профсоюзов.

Статья 370 ТК РФ раскрывает право профсоюзов на осуществление контроля за соблюдением трудового законодательства. Профсоюзные инспектора труда имеют право беспрепятственно посещать организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, в которых работают члены данного профессионального союза или профсоюзов, входящих в объединение, для проведения проверок соблюдения трудового законодательства, законодательства о профсоюзах, а также выполнения условий коллективного договора, соглашения. Профсоюзные инспектора труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профсоюзов имеют следующие права:

  • проводить независимую экспертизу условий труда;
  • принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • защищать права и интересы членов профсоюза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на работе;
  • предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;
  • направлять работодателям обязательные для рассмотрения предписания об устранении выявленных нарушений;
  • принимать участие в рассмотрении трудовых споров;
  • принимать участие в разработке законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении законов и иных актов, содержащих нормы трудового права, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.

Статьи 371 и 372 ТК РФ предусматривают порядок учёта мнения профсоюзного органа при принятии работодателем локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права. В организации создаётся первичная профсоюзная организация. которая представляет собой добровольное объединение членов профсоюза, работающих в одной организации независимо от форм собственности и подчиненности, действующее на основании положения, принятого им в соответствии с уставом, или на основании общего положения о первичной профсоюзной организации соответствующего профсоюза.

Данное определение позволяет выделить характерные черты первичной профсоюзной организации.

Во-первых, она представляет собой добровольное объединение членов одного профсоюза. Это значит, что первичная профсоюзная организация, как правило, является частью более крупного профсоюза. Вместе тем необходимо учитывать, что данное понятие во всех без исключения случаях наличие вышестоящего профсоюза не предполагает. Как и любая общественная организация, она может быть создана гражданами для реализации общих целей независимо от вхождения в какой-либо другой, более крупный, профсоюз. В последнем случае первичная профсоюзная организация выступает как самостоятельный субъект права.

Таким образом, первичные профсоюзные организации составляют первое, наиболее многочисленное звено профсоюзного движения и на уровне отдельно взятого предприятия именно они представляют интересы работников через свои органы.

Во-вторых, если территориальная организация профсоюза, межрегиональный или общероссийский профсоюз могут объединять работников различных организаций, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, то первичная профсоюзная организация, как правило, состоит из членов профсоюза, работающих в одной и той же организации.

В-третьих, указанные объединения членов профсоюза могут создаваться практически в любых организациях независимо от формы собственности и подчиненности. Так, например, существует Профсоюз работников народного образования и науки РФ, Профсоюз работников органов безопасности Российской Федерации, Профсоюз адвокатов России.

В-четвертых, для первичной профсоюзной организации предусмотрена возможность действия либо на основании отдельного положения, либо на основании общего положения о первичной профсоюзной организации соответствующего профсоюза.

В соответствии со статьей 30 ТК РФ первичные профсоюзные организации и их органы представляют в социальном партнерстве на локальном уровне интересы работников данного работодателя, являющихся членами соответствующих профсоюзов, а в случаях и порядке, которые установлены ТК РФ, — интересы всех работников данного работодателя независимо от их членства в профсоюзах при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, а также при рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров работников с работодателем.

Иными словами, по смыслу ТК РФ, первичная профсоюзная организация — это профсоюз (в широком смысле слова), который представляет на локальном уровне интересы работников данного работодателя, являющихся членами соответствующего профсоюза (часть 1 статьи 30 ТК РФ).

Кодексом предусмотрены следующие случаи принятия работодателем решений с учетом мнения представительного органа работников:

  • введение и отмена режима неполного рабочего времени на срок до шести месяцев в целях сохранения рабочих мест (ст. 74);
  • увольнение работников — членов профсоюза (ст. 82);
  • привлечение работников к сверхурочным работам (ст. 99);
  • составление графиков сменности при сменной работе (ст. 103);
  • привлечение к работе в выходные и праздничные дни (ст. 113);
  • утверждение графика отпусков (ст. 123);
  • установление системы стимулирующих выплат (ст. 144);
  • установление повышенной заработной платы в ночное время (ст. 154);
  • введение, замена и пересмотр норм труда (ст. 162);
  • утверждение правил внутреннего трудового распорядка (ст. 190);
  • утверждение графика работы на вахте при работе вахтовым методом (ст. 301).

Работодатель перед принятием решения направляет проект локального нормативного акта в выборный профсоюзный орган, представляющий интересы всех или большинства работников данного работодателя. Выборный профсоюзный орган не позднее пяти рабочих дней с момента получения проекта локального акта направляет работодателю мотивированное мнение в письменной форме. Работодатель может согласиться с ним либо обязан в течение трёх дней провести дополнительные консультации с профсоюзным органом в целях достижения взаимоприемлемого решения. Работодатель может принять локальный нормативный акт и при недостижении согласия, тогда выборный профсоюзный орган имеет право начать процедуру коллективного трудового спора, а принятый акт может быть обжалован в соответствующую государственную инспекцию труда или в суд. Государственная инспекция труда обязана в течение одного месяца со дня получения жалобы (заявления) профсоюзного органа провести проверку и в случае выявления нарушения выдать работодателю обязательное для исполнения предписание об отмене этого локального нормативного акта (в публикации от 15.05.2015 г. указывалось о правомочности таких проверок).

ТК РФ значительно ограничил работодателя и в принятии незаконного решения об увольнении работника, а профсоюзу предоставил право в более короткий срок защитить и восстановить через государственную инспекцию труда незаконно уволенного работника. В соответствии со ст. 82 ТК РФ увольнение работников, являющихся членами профсоюза, по основаниям, предусмотренным п. п. 2, 3, 5 ч. 1 ст. 81 ТК, производится с учётом мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации. Порядок учёта мнения профсоюзного органа при расторжении трудового договора по инициативе работодателя установлен ст. 373 ТК РФ. Работодатель направляет в профсоюзный орган проект приказа, а также копии документов, служащих основанием для принятия указанного решения. В течение семи рабочих дней со дня получения проекта приказа профсоюзный орган рассматривает этот вопрос и направляет работодателю своё мотивированное мнение в письменной форме. Мнение, не представленное в семидневный срок, или немотивированное мнение (например, указано только «не согласен») работодателем не учитывается. Если профсоюзный орган выразил несогласие, то он в течение трёх рабочих дней проводит с работодателем дополнительные консультации. При недостижении общего согласия по результатам консультаций работодатель по истечении десяти рабочих дней имеет право принять окончательное решение, которое может быть обжаловано в государственную инспекцию труда. Данный орган в течение десяти дней со дня получения жалобы (заявления) рассматривает вопрос об увольнении и в случае признания его незаконным выдает работодателю обязательное для исполнения предписание о восстановлении работника на работе с оплатой вынужденного прогула.

«Функция защиты» недостаточно полно отражает ту многогранную деятельность, которую призваны осуществлять профессиональные союзы. Вряд ли можно считать только «защитной функцией», например, участие профкома в разработке положения о премировании работников или правил внутреннего трудового распорядка. Поскольку деятельность профсоюзов выходит за рамки «защиты», представляется возможным говорить о функции «обеспечения прав и интересов работников».

Звягин Александр Сергеевич

Рекомендуем посмотреть: