+7 (499) 455 09 86  Москва

+7 (812) 332 53 16  Санкт-Петербург

Получите бесплатную консультацию
юриста по телефонам прямо сейчас:
+7 (499) 455 09 86
Москва и МО
+7 (812) 332 53 16
Санкт-Петербург и ЛО

Право на труд трудовые правоотношения

Трудовое право ― это специальная отрасль права, которая регулирует трудовые отношенияработника с работодателями независимо от их организационно-правовых форм деятельности.

Предмет трудового права ― общественные отношения, которые возникают в процессе организации и применения наемного труда на основе трудового договора с любой организацией или отдельным гражданином.

Источники трудового права:

― Конституция Российской Федерации 1993 г.;

― Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 года №197-ФЗ по состоянию на 01.07.2016 г.;

― Федеральные законы «О коллективных договорах и соглашениях» 1992 г. «О занятости населения в Российской Федерации» 1991 г.;

― Указы Президента России и постановления Правительства РФ;

― Международные договоры (например, конвенция Международной организации труда).

Право на труд ― это возможность свободно распоряжаться своими способностям и к труду либо через участие в деятельности трудовых коллективов, либо в индивидуальном порядке, либо вообще не участвовать в трудовой деятельности, так как принудительный труд запрещен.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:
+7 (499) 455 09 86 (Москва)
+7 (812) 332 53 16 (СПБ)
Это быстро и бесплатно!

Трудовые отношения― общественные отношенияпо созданию материальных и нематериальных благ личным трудом работника при его включении в трудовой коллектив с добровольным подчинением работника трудовому распорядку с выплатой ему вознаграждения .

Признаки трудовых отношений:

1) сторонами выступают работник и работодатель;

2) волевой характер;

3) добровольным соглашением между работником и работодателем выступает выполнение определенной работы;

4) личное выполнение работником определенной работы;

5) возмездный характер;

6) труд подлежит государственной и коллективной защите;

7) длящийся характер;

8) сложность и включение ряда прав и корреспондирующих им обязанностей сторон.

Метод трудового права ―совокупность специфических приемов и способов, применяемых государством для регулирования через нормы трудового права трудовых правоотношений.

Способы трудового права:

сочетание централизованного и локального регулирования общественных отношений ― государство устанавливает основы социального партнерства, порядок разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров, основания прекращения трудовых правоотношений, перечень дисциплинарных взысканий, пределы материальной ответственности работника за ущерб, причиненный работодателю, минимум прав и социальных гарантий для работников;

единство и дифференциация ― отражает общие принципы, единые для всех работников и работодателей, устанавливает особенности регулирования труда для отдельных категорий работников;

договорной характер труда и обеспечение его условий ― регулирование трудовых отношений осуществляется путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров;

равноправие сторон в трудовых отношениях;

•своеобразие способов защиты трудовых прав работников;

•участие работников через своих представителей или профсоюзы в правовом регулировании труда ― работодатель принимает решения с учетом мнения соответствующего профсоюзного органа.

организация труда и управление трудом ― возникают по поводу осуществления управленческой и правоприменительной деятельности работодателя, по поводу принятия локальных нормативных актов;

трудоустройство у работодателя ― обеспечение граждан работой через органы по трудоустройству;

профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников непосредственно у работодателя;

социальное партнерство, ведение коллективных переговоров, заключение коллективных договоров и соглашений;

материальная ответственность сторон;

надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства;

разрешение трудовых споров.

Функции трудового права:

1) защитная ― выражается в создании системы государственных гарантий трудовых прав работников;

2) производственная ― направлена на защиту интересов работодателя в трудовых отношениях;

3) воспитательная ― отражается в нормах о поощрениях, стимулировании высокопроизводительного труда, о дисциплинарной и материальной ответственности за ущерб, причиненный по вине работника производству или работнику по вине работодателя.

Принципы трудового права:

•запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда;

•защита от безработицы и содействие в трудоустройстве;

•обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда;

•равенство прав и возможностей работников;

•обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы;

•обеспечение равенства возможностей работников без дискриминации на продвижение по работе с учетом производительности труда, квалификации и стажа работы по специальности ;

•обеспечение права работников на участие в управлении организацией в предусмотренных законом формах;

•сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений;

•обязательность возмещения вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей;

•установление государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей, осуществление государственного надзора и контроля за их соблюдением;

•обеспечение права на защиту государством его прав и свобод;

•обеспечение права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров;

•обязанность сторон трудового договора соблюдать условия заключенного договора;

•обеспечение права представителей профессиональных союзов осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства;

•обеспечение права работника на защиту своего достоинства в период трудовой деятельности;

•обеспечение права на обязательное социальное страхование работников.

Основные институты трудового права

Основными институтами трудового права являются институт трудоустройства, институт трудового договора, институт коллективного договора, процедуры трудовых споров и др.

Трудоустройство в РФ

Трудоустройство ― это процесс поиска и обеспечения работой граждан, нуждающихся в ней. Согласно закону РФ «О занятости населения» для организованного набора, распределения и переподготовки рабочей силы создана Федеральная служба занятости РФ с местными отделениями и бюро в районах, которые на безвозмездной основе ведут учет высвобождаемых работников, вакантных рабочих мест, оказывая лицам без работы услуги в поиске нового рабочего места и профессиональной переподготовке.

Право на труд. Трудовые правоотношения

1.Интерактивная технология и её особенности

2. Методическая разработка урока по обществознанию

Источники и литература ———— —————————11 1. Интерактивная технология и её особенности.

Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка и означает «взаимодействие». «Интерактивный – означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо или кем либо». [1] Особым отличием интерактивного обучения является: работа в группах. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, усвоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идёт обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получить новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит её на более высокие формы кооперации и сотрудничества. Интерактив исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим.

Главный принцип интерактивного обучения – организация внутри групп интенсивного диалога. при необходимости сменяющегося на полиолог. Диалог происходит внутри групп, а в результате общения групп возникает полиолог.

Групповая форма обучения одновременно решает три задачи.

— познавательную задачу, вытекающую из конкретной учебной ситуации;

— коммуникативно-развивающую, в процессе которой создаются условия и формируются умения общения как внутри, так и за пределами данной группы;

— социально-ориентационную, формирующую и развивающую гражданские качества, необходимые для социализации школьника в современном обществе.

В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми.

Педагог принимает косвенное участие в интерактивном обучении через организацию и управление учебной деятельностью, корректирует по необходимости, участвует в оценивании.

Выделяют следующие этапы интерактивной деятельности:

  1. Этап подготовки учителя и учащихся к интерактивному обучению;
  2. Этап комплектования групп;
  3. Этап учебной деятельности учащихся в группах;
  4. Этап презентации группового решения;
  5. Этап экспертизы (на усмотрение учителя);
  6. Этап рефлексии прошедшего занятия.

На практике сложилось два основных подхода к формированию групп учащихся для интерактивной работы:

— деление на пары и тройки (диады и триады);

— ролевое распределение в группы 4-7 человек.

Основные принципы формирования групп:

  1. Свободный (по желанию учащихся);
  2. Организованный учителем.

Существуют различные формы проведения интерактивного обучения: дебаты, большой круг, аквариум, мозговой штурм, сюжетно-ролевая игра и другие. 2. Методическая разработка урока обществознания по теме « Право на труд. Трудовые правоотношения ». (Практическая часть).

Цель урока. развить представление учащихся о роли труда в жизни человека и общества, способствовать формированию знаний о трудовом законодательстве и его содержании.

— образовательные: усвоить понятия «трудовое право», «трудовые правоотношения». Выявить основные понятия и черты трудовых правоотношений.

— развивающие: продолжить формирование навыков логического мышления, уметь раскрывать смысл основных понятий, развивать навыки практической работы с источником (работа с ТК РФ);

— воспитательные: способствовать максимальному развитию правовой культуры учащихся – граждан Российской Федерации.

Тип урока. урок усвоения новых знаний. (Лабораторно-практическое занятие).

Оборудование: мультимедийная установка, презентация по теме урока, раздаточный материал (печатные задания, статьи трудового кодекса РФ, примерные образцы трудового договора).

Ожидаемые результаты: при изучении темы урока учащиеся должны овладеть следующими умениями: составлять тудовой договор; знать права и обязанности участников трудовых правоотношений; анализировать документы; объяснять понятия темы: — трудовое право, источники трудового права, трудовой договор, время отдыха, заработная плата, рабочее время, дисциплина труда.

План изучения нового материала.

1.Понятие и источники трудового права.

2. Трудовой договор:

А) права и обязанности работника;

Б) права и обязанности работодателя.

Учитель накануне урока разбивает класс на группы:

  1. работники (7 человек);
  2. работодатели (7человек).
  3. эксперты (3 человека), хранитель времени 1 человек.

Учащиеся, придя на урок сразу рассаживаются по группам, в целях избежания путаницы на столах расставлены таблички с названием групп и списком участников, в начале урока выбирают капитана и его помощника, которые в конце урока выставляют оценки членам группы с комментированием (учитель может и не согласиться с поставленной оценкой)

Сообщение темы, цели урока. Мотивация учебной деятельности

Тема урока записана на доске(отражена на слайде №1) «Труд и трудовое право».

По подсчётам учёных, треть жизни люди проводят на работе.

Сегодня в сложившихся условиях экономического кризиса, нам приходится слышать дома в разговоре родителей, по телевизору, на улице, в транспорте о сокращении рабочих мест, продолжительности рабочей недели, задержке заработной платы и т. д.

Беспокойство этих людей не беспричинно. Было бы странно, если бы отношения, возникающие в процессе труда, не имели бы трудового регулирования и не приобрели характер правоотношений. На все эти вопросы отвечает трудовое право.

Сегодня на уроке мы поговорим о трудовом праве, трудовых правоотношениях, правах и обязанностях работника и работодателя. Чтобы решить поставленные задачи, мы ознакомимся с содержанием презентации, затем вы выполните задания непосредственно по статьям Трудового кодекса РФ в группах.

Слушают, домысливают, что от них требуется, записывают тему урока в тетрадь. Выбирают капитана и его помощника.

1.Понятие трудовое право и его источники.

Изучение нового материала.

Слайд №4-5 презентации.

Трудовые правоотношения возникающие между работником и работодателем регулирует трудовое право. Что такое трудовое право. Трудовое право – это отрасль права, нормы которой регулируют трудовые правоотношения возникающие между работником и работодателем.

Читайте также:  Продляется ли отпуск если был больничный по уходу за ребенком

Источники трудового права – это нормативно-правовые акты, в которых закреплены нормы трудового права РФ.

— Трудовой кодекс РФ.

— Федеральные Законы РФ.

— Подзаконные акты (указы президента, постановления правительства, пояснительные письма Министерства труда и пр.). Слайды сопровождаются пояснением учителя.

Слушают, записывают определения со слайдов в тетрадь.

а. права и обязанности работника;

б. права и обязанности работодателя

Основным понятием трудовых правоотношений является «трудовой договор», в котором прописаны основные права и обязанности работника и работодателя и сегодня, заполняя трудовой договор в соответствии с заданиями каждая из групп, изучит основные понятия трудового права. Слайд №6 определение трудовой договор, участники трудовых правоотношений.

Задания: 1. группа- «работники » — представьте, что вы пришли устраиваться на работу в престижную фирму. Какие пункты в раздел «права и обязанности работника» на ваш взгляд должны быть внесены в ваш трудовой договор. (ст.21, 56, 57 ТК РФ) В ходе заполнения договора решите задачу ( 17-летний Валерий П. поступил на работу в мае и в тот же год попросил предоставить ему как молодому работнику отпуск в летний период. На что ему в отделе кадров сказали, что право на отпуск в первый год работы он имеет не раньше, чем через 11 месяцев непрерывной трудовой деятельности на данном предприятии. Правы ли работники отдела кадров? Не нарушают ли они условия трудового договора. (ст. 122, 63 ТК РФ) ).

Группа 2.- «работодатели» — представьте, что вы глава предприятия или фирмы принимая специалиста на работу какие бы пункты вы включили в трудовой договор в раздел «права и обязанности работодателя» (ст. 21, 56, 57 ТК РФ). В ходе заполнения трудового договора решите задачу ( задача. грузчик Р. и рабочий Н. за 3 часа до окончания рабочего дня купили по 2 бутылки пива и ушли в ближайший парк, где и выпили его. Р. после этого ушёл домой, а Н. вернулся за час до окончания рабочего времени на рабочее место. Приказом администрации оба были уволены. Правильно ли поступила администрация, уволив р. и Н? За что администрация уволила Р. а за что Н.). (часть а. п. 6, ст. 81 — увольнение Н. часть б. п. 5, ст. 81 –увольнение Р.).

Группа 3. «эксперты » — слушают, поправляют, дополняют ответы групп. После окончания ответов групп дают определения новым понятиям урока: рабочее время, время отдыха, заработная плата, дисциплина труда, виды отдыха с использованием презентации (слайд 8, 9,10) подготовив их заранее.

Самостоятельно выполняют задания, используя раздаточный материал. При ответе все группы проговаривают свои задания и результаты деятельности. Записывают в тетрадь новые определения урока.

(подготовка 15мин. ответ 3 мин. работа с терминами 10 мин.)

Подведение итогов урока. Рефлексия.

Что нового мы узнали на уроке? Пригодятся ли вам эти знания на практике? Было ли вам интересно сегодня на уроке? (Предполагаемые выводы комментируются учащимися). Выставление оценок с комментированием капитанов групп и экспертов.

Делают выводы, записывают домашнее задание: §39, составить по две задачи о трудовых правах несовершеннолетних используя ТК РФ.

Использование интерактивной технологии на уроках в старших классах представляется перспективной, так как способствует оперативному усвоению знаний, социализации учащихся.

Данный вид деятельности многофункционален в большей степени, чем многие другие и позволяет:

— проявлять интеллектуальные способности;

— продемонстрировать уровень овладения знаниями и умениями;

— проявить нравственные и коммуникативные качества;

— продемонстрировать способность к самоорганизации и самообразованию и т.д.

Совместная работа в группе, самостоятельный поиск информации, содействует качественному усвоению знаний, формированию общенаучных и коммуникативных умений, социализации учащихся.

Положительным моментом данной технологии является и то, что она позволяет изучить и проанализировать такое количество литературы, погрузиться в проблему, что невозможно сделать одному учащемуся за столь короткий срок.

Использование данной технологии требует от учителя знаний её реализации и должной подготовки к уроку. Список используемых источников и литературы.

— Конституция Российской Федерации.-Новосибирск: Сиб. унив. Изд-во, 2008.- 32с.

— Трудовой кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 1 мая 2007 года.- М. Эксмо,2007.- 272с.

-Гражданское образование: технологии, интерактивные формы работы/ авт.-сост. О. А. Северина.- Волгоград: Учитель, 2009. – 319с.

-Кафедра учителей обществознания и права: концепция, методики, инновации/ авт.-сост. Е. А. Мавлютова.- Волгоград: Учитель,2009. — 208с.

— Магницкая Е. В. Евстигнеев Е. Н. Трудовое право. Краткий курс. – СПб. Питер, 2006. – 224 с.

— Никитин А. Ф.Трудовое право. Дополнительные материалы к учебникам «Право и политика», «Основы государства и права». 9-11 классы.- М. Дрофа, 2001. – 55 с.

-Обществознание: учеб. для 8-9 кл. общеобразоват. учреждений/ Под ред. Л. Н. Боголюбова.- М. Просвещение, 2008. – 400 с.

[1] Кафедра учителей обществознания и права: концепция методики, инновации/ авт.-сост.Е. А. Мавлютова.- Волгоград: Учитель, 2009.- с. 163.

ГИА по обществознанию

6.15 Право на труд и трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних

Трудовое право — отрасль российского права, регулирующая трудовые отношения работников с работодателем, возникшие на основе трудового договора, а также тесно связанные с ними другие отношения в сфере применения труда работников.

Источниками трудового права являются:

  • Конституция Российской Федерации, которая закрепляет основные трудовые права граждан и гарантии их реализации;
  • федеральные законы, важнейшим из которых является Трудовой кодекс РФ, принятый в 2001 г.;
  • законы субъектов Российской Федерации;
  • подзаконные акты (указы Президента РФ, постановления Правительства, инструкции и разъяснения Министерства труда и социального развития и др.);
  • договорные акты (генеральные, региональные, межотраслевые, отраслевые, тарифные, территориальные соглашения, заключаемые представителями работников и работодателей при участии (в некоторых случаях) компетентных государственных органов).

Право на труд относится к основным правам и свободам человека и гражданина.

Право граждан на труд по Конституции РФ

Запрет принудительного труда — налагает запрет на всякую работу или службу, требуемую от какого-либо лица под угрозой какого-либо наказания, а также работу, для которой это лицо не предложило добровольно своих услуг. Незанятость гражданина не может служить основанием для привлечения его к ответственности.

При этом принудительным трудом не считается выполнение некоторых публичных обязанностей:

  • военная служба;
  • работы в условиях чрезвычайных обстоятельств;
  • работы на основании вступившего в законную силу приговора суда

Право на безопасность труда — устанавливает, что каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

Законодательное определение минимального размера оплаты труда — возлагает обязанность на любого работодателя осуществлять выплаты своим сотрудникам вознаграждения за труд не ниже установленного в законодательном порядке минимума.

Законодательно гарантированное право на забастовку — гарантирует работникам право добровольно отказываться от выполнения трудовых обязанностей в целях разрешения коллективного трудового спора. Его реализация возможна только в том случае, если примирительные процедуры не привели к разрешению трудового конфликта, а также при условии, что работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашений, достигнутых в ходе разрешения коллективного трудового спора.

Право на отдых трудящихся — гарантирует установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

Трудовые отношения — отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по определенной специальности, квалификации или должности), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель:

Работникфизическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем.

Работодательфизическое либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником.

Трудовой договорэто соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым:

  • предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции (специальности, квалификации, должности);
  • обеспечить условия труда, предусмотренные законодательством;
  • своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату.
  • лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию;
  • соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка.

В трудовом договоре указываются:

  • фамилия, имя, отчество работника;
  • наименование работодателя (фамилия, имя, отчество работодателя — физического лица);
  • конкретное место работы;
  • дата начала работы;
  • наименование должности, специальности, профессии, квалификации работника;
  • права и обязанности работодателя;
  • характеристика условий труда;
  • режим труда и отдыха работника;
  • условия оплаты труда работника;
  • виды и условия социального страхования работника

Дополнительные условия (могут быть или не быть):

  • оплата проезда до места работы;
  • испытательный срок;
  • предоставление места в дошкольном образовательном учреждении для ребенка работника и т. п.

При оформлении трудового договора учитываются:

Профессия — это вид трудовой деятельности, определяемый характером и целью трудовых функций (например, юрист, врач, строитель).

Специальность — это более дробное деление профессии, одна из ее разновидностей (например, врач может быть хирургом, терапевтом, педиатром и т. д.).

Квалификация — это степень и вид профессиональной обученности, т. е. уровень подготовки, опыта, знаний по данной специальности.

По общему правилу заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста 16 лет. В отдельных случаях трудовой договор возможно заключить и с 15-летними подростками. Для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда здоровью и не нарушающего процесс обучения, в свободное от учебы время, трудовой договор может быть заключен с учащимися, достигшими возраста 14 лет. но только с согласия одного из родителей (опекуна, попечителя). 1

Документы, необходимые для заключения трудового договора:

  • паспорт или удостоверение личности, его заменяющее;
  • трудовая книжка;
  • медицинская книжка или справка;
  • документ об образовании;
  • ИНН;
  • свидетельство страхования Пенсионного фонда РФ;
  • для военнообязанных — военный билет.

Трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один его экземпляр передаётся работнику, второй — работодателю. Условия трудового договора могут быть изменены только по соглашению сторон и в письменной форме.

Трудовой договор бываетсрочный(заключается на срок до 5 лет) ибессрочный. Если срок договора не указан, считается, что работник принят на постоянную работу. 2

Продолжительность рабочей недели

Нормальная продолжительность рабочего времени работников на предприятиях, в учреждениях, организациях не может превышать 40 ч в неделю. Эта норма распространяется на работников всех предприятий независимо от формы собственности, кроме тех, для которых в целях охраны их здоровья предусмотрена сокращенная продолжительность рабочего времени. 3

Сокращенная продолжительность рабочего времени установлена для:

  • работников моложе 16 лет — не более 24 часов в неделю;
  • от 16 до 18 лет — не более 35 часов в неделю (если речь идет об учащихся в возрасте до18 лет, которые работают в свободное от учебы время, то для них максимальная продолжительность рабочего времени не должна превышать половину от обычной нормы: кому нет 16 — не более 12 часов; кому от 16 до 18 — не более 17,5 часов, независимо от того, в каком образовательном учреждении учится ребенок — будь то ПТУ, учреждение среднего специального или высшего профессионального образования);
  • работников-инвалидов I или II группы — не более 35 часов в неделю;
  • работников, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 3 или 4 степени или опасным условиям труда, не более 36 часов в неделю;
  • для лиц, работающих с химическим оружием (в зависимости от характера работ) — 24-часовая или 36-часовая рабочая неделя (ФЗ от 7 ноября 2000 г. N 136-ФЗ "О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием");
  • для педагогических работников образовательных учреждений устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени — не более 36 часов в неделю (Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании");
  • для медицинских работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 39 часов в неделю (ст. 350 Трудового кодекса);
  • для женщин, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях коллективным или трудовым договором устанавливается 36-часовая рабочая неделя (если меньшая продолжительность рабочей недели не предусмотрена для них федеральными законами) — ст. 320 Трудового кодекса. 4
Читайте также:  Трудовой договор гражданско правового характера

Продолжительность рабочего дня (смены)

Рабочий день — это установленное законом время суток, затрачиваемое на работу. Длительность работы в течение суток, момент ее начала и окончания, перерывы устанавливаются правилами трудового распорядка, а для сменной работы — еще и графиками сменности.

Для отдельных категорий работников продолжительность рабочего дня (смены) ограничена и не может быть больше:

  • для работников в возрасте 15-16 лет — 5 часов;
  • для работников в возрасте от 16 до 18 лет — 7 часов;
  • для тех, кто совмещает работу с обучением в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования, — если им от 14 до 16 лет — 2,5 часа, а если им от 16 до 18 лет — то 4 часа;
  • для работников-инвалидов требования устанавливаются медицинским заключением;
  • для работников, занятых на работах с вредными или опасными условиями труда и для которых установлена сокращенная продолжительность рабочего времени — при 36-часовой рабочей неделе — 8 часов, при 30-часовой неделе — 6 часов (максимально допустимая продолжительность ежедневной работы может быть увеличена отраслевым (межотраслевым) соглашением и коллективным договором, а также при наличии письменного согласия работника, оформленного путем заключения отдельного соглашения к трудовому договору, НО при соблюдении предельной еженедельной продолжительности рабочего времени: при 36-часовой рабочей неделе — до 12 часов; при 30-часовой рабочей неделе и менее — до 8 часов). 5

Под неполным рабочим днем понимается рабочее время, которое не менее чем на 1 ч короче установленной продолжительности смены, а под неполной рабочей неделей — рабочее время, которое не менее чем на 1 день короче установленной продолжительности рабочей недели.

Как неполный рабочий день, так и неполная рабочая неделя устанавливаются соглашением между работниками и администрацией при приеме на работу, а также во время работы. Оплата производится пропорционально отработанному времени или в зависимости от выработки (выручки). 6

Время отдыха — это время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению. В соответствии со ст.107 ТК РФ видами времени отдыха являются:

  • перерывы в течение рабочего дня (смены);
  • ежедневный (междусменный) отдых;
  • выходные дни (еженедельный непрерывный отдых);
  • нерабочие праздничные дни;
  • отпуска.

В перерывы в течение рабочего дня (смены) включаются:

  • периоды времени, используемые для отдыха и приема пищи продолжительностью не менее 30 мин и не более 2 ч, которые в рабочее время не включаются;
  • периоды времени, предназначенные для отдыха и обогревания, обусловленные спецификой осуществляемой работы, включаемые в рабочее время и не превышающие 30 мин.

Время предоставления перерыва, и его конкретная продолжительность устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка организации или по соглашению между работником и работодателем.

Ежедневный (междусменный) отдых — период времени, продолжительность которого не может быть менее 12 ч. Всем работникам предоставляются выходные дни (еженедельный непрерывный отдых, который не может быть менее 42 ч). При пятидневной рабочей неделе работникам предоставляются 2 выходных дня в неделю, при шестидневной рабочей неделе — один выходной день. Общим выходным днем является воскресенье. Второй выходной день при пятидневной рабочей неделе устанавливается коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка организации. Оба выходных дня предоставляются, как правило, подряд. Работникам также предоставляется время отдыха в нерабочие праздничные дни. Перечень нерабочих праздничных дней в РФ устанавливается федеральным законодательством. При совпадении выходного и праздничного дней выходной переносится на следующий рабочий день после праздничного. Работа в выходные, праздничные дни запрещается. Привлечение работников к работе в выходные и праздничные дни производится с их письменного согласия в следующих случаях:

  • для предотвращения производственной аварии, катастрофы, устранения последствий производственной аварии, катастрофы либо стихийного бедствия;
  • для предотвращения несчастных случаев, уничтожения или порчи имущества;
  • для выполнения работ, необходимость которых обусловлена введением чрезвычайного или военного положения, а также неотложных работ в условиях чрезвычайных обстоятельств.

В других случаях привлечение к работе в выходные и нерабочие праздничные дни допускается с письменного согласия работника и с учетом мнения выборного профсоюзного органа данной организации. 7

Прекращение трудового договора:

  • в связи со смертью работника;
  • в связи с расторжением трудового договора;
  • по инициативе работника (необходимо предупредить работодателя за 14 дней до увольнения);
  • в связи с призывом в Вооружённые силы РФ;
  • по инициативе работодателя:

в связи с ликвидацией предприятия или сокращением численности штата (работник должен быть письменно предупреждён за два месяца и имеет право на выходное пособие);

в связи с совершением работником дисциплинарного проступка, за который предусмотрено взыскание в виде увольнения (появление на работе в состоянии алкогольного опьянения, прогул — отсутствие на рабочем месте более четырёх часов подряд без уважительных причин, совершение хищения по месту работы и т.д.). 8

Трудовые правоотношения — фактические общественные отношения по труду на производстве и иные общественные отношения, являющиеся предметом трудового права, которые составляют целую группу правоотношений в сфере труда. Это добровольная юридическая связь работника и работодателя, в соответствии с которой работник обязуется выполнять определœенную трудовую функцию с подчинœением внутреннему трудовому распорядку организации, а работодатель создает необходимые условия для труда в соответствии с законодательством и оплачивает труд работника не ниже минимального размера труда, установленного законом.

Трудовые правоотношения всœегда двусторонние. В них участвуют работник и работодатель, обладающие трудовой правосубъектностью.

Виды трудовых правоотношений классифицируются исходя из видов трудовых договоров: сколько трудовых договоров — столько и видов трудовых правоотношений. К примеру, специфический вид трудовых правоотношений — трудовые правоотношения при работе по совместительству. При работе по совместительству у работника параллельно существует два трудовых отношения.

Трудовое правоотношение крайне важно отличать от смежных правоотношений, связанных с трудом, но регулируемых нормами гражданского законодательства, по следующим признакам :

1) в трудовом правоотношении работник, как правило, выступает как член трудового коллектива, а в гражданском — нет;

2) предметом трудового правоотношения является сам процесс труда, а в гражданском — овеществленный его результат;

3) в трудовом правоотношении обязательным условием выступает подчинœение работника правилам внутреннего трудового распорядка, чего нет в гражданском правоотношении;

4) в трудовом правоотношении обязанность по обеспечению работника средствами производства, а также обязанность по охране труда возложена на работодателя, а в гражданском правоотношении по труду такая обязанность, как правило, возлагается на исполнителя.

Содержание трудового правоотношения, как и любого другого правоотношения, составляют права и обязанности его субъектов. Основу трудового правоотношения составляет право на труд по определœенной трудовой функции. Работодатель не имеет права требовать от работника выполнения иной работы, чем та͵ что обозначена как его трудовая функция.

Все права и обязанности в трудовом правоотношении носят личный характер, ᴛ.ᴇ. работник не может кого-либо поставить вместо себя выполнять возложенную на него трудовую функцию. Работодатель также не может поменять одного работника на другого без достаточных к тому оснований. Все правоотношения, возникающие на основании трудового договора, всœегда индивидуальны, и одновременно являются двусторонними, ᴛ.ᴇ. с одной стороны — комплекс правомочий одной стороны и коррелирующие им обязанности другого субъекта͵ и наоборот.

Трудовое правоотношение тесно связано с трудовым договором, но не идентично ему: трудовое правоотношение вмещает в себя всю совокупность прав и обязанностей конкретной трудоправовой связи, что составляет его содержание, а содержание трудового договора — это его условия.

Основанием возникновения трудовых правоотношений выступают названные в законодательстве юридические факты. Их возникновение связано исключительно с правомерными действиями, посредством которых устанавливаются права и обязанности работников и работодателœей по реализации работником своей трудовой функции.

Как правило, трудовое правоотношение возникает на основании трудового договора. Трудовой кодекс РФ также предусматривает следующие основания возникновения трудового правоотношения:

· избрание на должность;

· избрание по конкурсу на замещение соответствующей должности;

· назначение на должность или утверждение в должности;

· направление на работу уполномоченными в соответствии с федеральным законом органами в счёт установленной квоты;

· судебное решение о заключении трудового договора.

Трудовые отношения между работником и работодателœем возникают также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.

Трудовые отношения на основании трудового договора в результате избрания на должность возникают, в случае если избрание на должность предполагает выполнение работником определœенной трудовой функции.

Трудовые отношения на основании трудового договора в результате избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности возникают, в случае если трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или уставом (положением) организации определœен перечень должностей, подлежащих замещению по конкурсу, и порядок конкурсного избрания на эти должности.

Трудовые отношения возникают на основании трудового договора в результате назначения на должность или утверждения в должности в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или уставом (положением) организации.

Изменение трудовых правоотношений может наступить как в результате действий, так и в результате событий, к примеру, перевод на другую работу, не обусловленную трудовым договором, но только с согласия работника, за исключением случаев производственной крайне важно сти, предусмотренных в ст. 74 ТК РФ.

Читайте также:  Форма уведомления о заключении трудового договора или гражданско правового

Прекращение трудового правоотношения должна быть как в результате действия, так и в результате события, к примеру, расторжение трудового договора по инициативе работника (по собственному желанию) ст. 80 ТК РФ; смерть работника — ст. 83 ТК РФ.

Трудовые правоотношения — понятие и виды. Классификация и особенности категории «Трудовые правоотношения» 2014, 2015.

Читайте также

Трудового кодекса Российской Федерации. Предмет, задачи, принципы и источники трудового права, структура ТЕМА 8. Основы трудового законодательства Международные нормы права, стандарт для российских норм. [читать подробнее] .

Тема 7. ОСНОВЫ ТРУДОВОГО ПРАВА 1. Понятие, предмет, система трудового права. Трудовые правоотношения и субъекты трудового права. Источники трудового права. 2. Трудовой договор, коллективный договор: понятие, стороны, содержание. 3. Рабочее время: понятие, режимы. Виды. [читать подробнее] .

Трудовое правоотношение – это добровольная юридическая связь работника с работодателем по поводу применения его знаний, умений, способностей и навыков в процессе труда. Работник обязуется лично выполнять определенную трудовую функцию и подчиняться действующему в. [читать подробнее] .

Характеристика отношений, входящих в предмет трудового права Наука ТП Система науки ТП – совокупность теоретических взглядов суждений, выводов, изучающих проблемы правового регулирования общественных отношений в сфере применения и организации процесса. [читать подробнее] .

Трудовое право- отрасль права, регулирующая отношения работника с работодателем Источники: Конституция, Трудовой кодекс, Основы законодательства РФ об охране труда, О коллективных договорах и соглашениях, О профсоюзах, О занятости населения в РФ Виды договоров. [читать подробнее] .

Нормы, которые регулируют трудовые отношения, а точнее — отноше­ния между работодателем и работником, между людьми в процессе несамо­стоятельного, наемного труда, называются трудовым правом. Трудовое право не регулирует индивидуальные, самостоятельные тру­довые. [читать подробнее] .

Трудовые отношения составляют основное содержание трудового права. По сути дела, это общественные отношения, урегулированные нормами трудового права. Субъекты трудового отношения делятся на основные и дополнительные. Такое деление основано на степени влияния того или. [читать подробнее] .

ПОНЯТИЕ, СТОРОНЫ, СОДЕРЖАНИЕ, ВИДЫ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА В подавляющем большинстве трудовые отношения возникают на основе особого юридического факта — трудового договора. Трудовой договор— это соглашение между работником и собственником предприятия, учреждения. [читать подробнее] .

Понятие трудового правоотношения

Трудовое правоотношение — это урегулированное нормами трудового права общественное отношение, возникающее на основании трудового договора, по которому один субъект (работник) обязуется выполнять трудовую функцию с подчинением правилам внутреннего трудового распорядка, а другой субъект (работодатель) обязан предоставлять работу, обеспечивать здоровые и безопасные условия труда и оплачивать труд работника в соответствии с его квалификацией, сложностью работы, количеством и качеством труда.

Содержание трудового правоотношения – это взаимные права и обязанности его субъектов, определенные трудовым договором, трудовым законодательством и коллективным договором (соглашением). Работник обязан точно выполнять свою оговоренную договором трудовую функцию, подчиняясь правилам внутреннего трудового распорядка данного производства, а работодатель – соблюдать трудовое законодательство и все условия труда работника, предусмотренные трудовым и коллективным договором и трудовым законодательством.

Трудовое отношение включает целый ряд прав и взаимосвязанных с ними обязанностей сторон: по рабочему времени, времени отдыха. оплате труда, гарантиям и компенсациям и т.д. Объем и характер трудовых прав и обязанностей зависят от многих факторов и конкретизируются применительно к трудовой функции (специальности, квалификации, должности) работника.

Особенности трудово­го правоотношения.

    1. субъектами трудового правоотношения явля­ются работник и работодатель ;
    2. трудовое правоотношение имеет сложный состав прав и обязанностей его субъектов: каждый из них выступает по отношению к другому и как обязанное, и как управомоченное лицо. а также несет не одну, а несколько обязанностей;
    3. несмотря на сложный состав прав и обязанностей, тру­довое правоотношение является единым;
    4. длящийся характер трудового право­отношения (права и обязанности субъектов реализуют­ся не разовыми действиями, а систематически, путем совершения тех действий, которые необходимы в установленное рабочее время).

Однако трудовой деятельностью могут заниматься и лица, заклю­чившие гражданско-правовые договоры (личный подряд, поручения, возмездное оказание услуг, авторский договор и др.).

Характерные признаки трудового правоотношения. которые отграничивают его от смежных, в том числе гражданско-правовых отношений:

    1. Личный характер прав и обязанностей работника, который обязан своим трудом участвовать в производственной либо иной деятельности работодателя ( у работника нет права вместо себя представлять другого работника или поручать свою работу другому и т.д. такое ограничение отсутствует в договоре подряда).
    2. Работник обязан выполнять обусловленную трудовым догово­ром трудовую функцию, а не отдельное (отдельные) индивидуально-конкретное задание к определенному сроку, что характерно для гражданско-правового договора.
    3. Выполнение работником его трудовой функции осуществляется в условиях коллективного (кооперированного) труда, с чем связано включение работника в коллектив (штат) работников с вытекающей отсюда необходимостью подчинения установленным правилам внут­реннего трудового распорядка.
    4. Возмездный характер трудового правоотношения проявляется в ответных действиях работодателя на выполнение трудовой функ­ции — в выдаче соответствующей заработной платы (оплата производится за осуществляемый работником систематически в установленное рабочее время живой затраченный труд, а не за конкретный результат овеществленного (прошлого) труда, как при гражданско-правовом отношении).
    5. Право каждого из субъектов на расторжение трудового договора без каких-либо санкций, но с соблюдением установленного порядка.

Стороны трудового правоотношения

Согласно ст. 20 ТК РФ сторонами трудового правоотношения являются:

    • Работник — физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем. Вступать в трудовые отношения в качестве работников имеют право лица, достигшие возраста шестнадцати лет, а в случаях и порядке, которые установлены Кодексом. — также лица, не достигшие указанного возраста.
    • Работодатель — физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, предусмотренных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры.

Субъекты трудового права – это участники трудовых и иных, непосредственно с ними связанных отношений; это стороны правоотношений трудового права – носители трудовых прав и соответствующих им трудовых обязанностей.

Субъектами трудового правоотношения могут быть.

    • граждане (работники);
    • работодатели (предприятия, учреждения, организации, фирмы любой формы собственности);
    • представители работников и работодателей;
    • профкомы или иные, уполномоченные работниками выборные на производстве органы;
    • социальные партнеры в лице их соответствующих представителей на федеральном, отраслевом, региональном, территориальном и профессиональном уровнях;
    • органы службы занятости и трудоустройства, юрисдикционные органы по рассмотрению трудовых споров, органы надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства, охраны труда.

Так как субъекты трудового права имеют на основании законодательства трудовые права и обязанности, то для их обладания и реализации они должны иметь трудовую правосубъектность.

Трудовая правосубъектность – это признаваемая трудовым законодательством способность данного лица (физического или юридического) быть субъектом трудовых и непосредственно с ними связанных правоотношений, иметь и реализовывать трудовые права и обязанности и отвечать за трудовые правонарушения. В трудовом праве, в отличии, например, от гражданского права, правосубъектность включает в себя три элемента:

  • трудовую правоспособность – признаваемую законом способность иметь трудовые права и обязанности;
  • трудовую дееспособность – способность в соответствии с трудовым законодательством лично приобретать и осуществлять своими действиями трудовые права и обязанности;
  • трудовую деликтоспособность – признаваемую трудовым законодательством способность отвечать за трудовые правонарушения.

В трудовом праве эти три правовые способности неразделимы и возникают у субъекта права одновременно – с момента начала трудовой деятельности (в гражданском праве, например, возникновение правоспособности и полной дееспособности имеют разрыв во времени), поэтому мы говорим о единой в трудовом праве трудовой праводеликтоспособности, т.е. правосубъектности.

Трудовая правосубъект­ность характеризуется двумя критериями:

    1. возрастным;
    2. волевым.

Важно знать, что, в отличие от гражданской правоспособности, возникающей с момента рождения, трудовая правосубъектность приурочена законом к достижению определенного возраста, а имен­но — в 16 лет. В определенных случаях и порядке, предусмотренных ТК РФ, с лицами, не достигшими 16-летнего возраста может быть заключен трудовой договор ( ст. 63 ТК РФ ТК РФ) в случаях:

  • получения основного общего образования либо продолжение освоения программы основного общего образования по иной форме, чем очная;
  • оставление общеобразовательного учреждения в соответствии с федеральным законом.

В этих случаях трудовой договор могут заключать лица, достигшие возраста 15 лет.

Лица, обучающиеся в образовательных учреждениях. достигшие 14-летнего возраста. могут приниматься на работу:

  1. для выполнения легкого труда, не нарушающего процесса обучения ,
  2. в свободное от учебы время. но
  3. обязательно с согласия одного из родителей (попе­чителя) и органа опеки и попечительства.

Указанный возрастной критерий трудовой правосубъектности свя­зан с тем, что с этого времени человек становится способным к сис­тематическому труду, что и закреплено в законе ( ст. 63 ТК РФ). В ука­занной статье также установлено, что в кинематографии, театральных и концертных организациях, цирках с согласия одного из родителей (опекуна) и разрешения органа опеки и попечительства допускается заключение трудового договора для участия в создании и (или) испол­нении (экспонировании) произведений без ущерба здоровью и нрав­ственному развитию с лицами, не достигшими 14 лет. Трудовой дого­вор в указанном случае от имени работника подписывается родителем (опекуном), но при разрешении органа опеки и попечительства.

Исходя из тех физиологических особенностей организма подро­стка и необходимости их нравственного воспитания, применение труда лиц, не достигших 18-летнего возраста, запрещается:

  • на рабо­тах во вредных и опасных условиях труда;
  • на работах, вы­полнение которых может причинить вред их здоровью и нравствен­ному развитию (игорный бизнес, работа в ночных клубах, барах, ка­баре и др. ( ст. 265 ТК РФ).

Следует иметь в виду, что, наряду с возрастом, трудовая право­субъектность характеризуется волевым критерием. который свя­зан с фактической способностью человека к труду. Она рассмат­ривается как физические и психические способности к труду, ко­торые, однако, не могут ограничивать равную для всех трудовую правосубъектность.

Трудовая правосубъектность характеризуется законодательст­вом как равная для всех граждан (физических лиц). Это означает, что граждане свободны в реализации своих прав, и естественные разли­чия между ними, например, пол, возраст, национальность или иму­щественное положение и другие обстоятельства, не должны носить характер дискриминации в сфере труда.

Дискриминация запрещена Конституцией РФ, как и запрещен принудительный труд, что находит отражение в ТК РФ на уровне основных принципов трудового права (ст. 2).

Правовой статус субъекта трудового права – это его правовое положение, определяемое трудовым законодательством. Он состоит из следующих элементов:

  1. трудовой правосубъектности (трудовая праводееспособность и деликтоспособность);
  2. статутные (основные) трудовые права и обязанности;
  3. основные юридические гарантии (общие и специальные) статутных трудовых прав и обязанностей;
  4. предусмотренная законодательством и договором ответственность за нарушение им трудовых обязанностей.

Правовой статус каждого из видов субъектов трудового права по содержанию отличен от статуса других его субъектов.

Рекомендуем посмотреть: