+7 (499) 455 09 86  Москва

+7 (812) 332 53 16  Санкт-Петербург

Получите бесплатную консультацию
юриста по телефонам прямо сейчас:
+7 (499) 455 09 86
Москва и МО
+7 (812) 332 53 16
Санкт-Петербург и ЛО

Исправительно трудовое право

Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Большой юридический словарь

в РФ до середины 1990-х гг. название уголовно-исполни тельного права.

Большая Советская Энциклопедия

отрасль социалистического права, нормы которой регулируют порядок и условия отбывания уголовного наказания и применения к осуждённым мер исправительно-трудового воздействия, т. е. общественные отношения, возникающие в процессе и по поводу исполнения всех видов уголовного наказания. В СССР предмет И.-т. п. определён Основами исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик, согласно которым задача исправительно-трудового законодательства состоит в обеспечении исполнения уголовного наказания. Основы определяют принципы и устанавливают общие положения исполнения и отбывания всех видов уголовного наказания, назначаемого судом. Кроме того, порядок и условия отбывания различных видов наказания и применения мер исправительно-трудового воздействия регламентируются исправительно-трудовыми кодексами и иными законами Союза ССР и союзных республик.

И.-т. п. тесно связано с уголовным и уголовно-процессуальным правом, поскольку все эти отрасли права служат решению общих задач борьбы с преступностью, основные принципы уголовного права являются ведущими и для И.-т. п. Однако, несмотря на общность задач и основных принципов, эти отрасли права отличаются друг от друга по предмету регулируемых ими общественных отношений: уголовное право определяет цели, содержание и виды наказаний, регулирует условия их назначения и освобождения в судебном порядке, а И.-т. п. ≈ порядок и условия его исполнения и отбывания (см. Исполнение наказания ).

Исправительно-трудовое право тесно связано и со специальными отраслями педагогики и психологии: исправительно-трудовой педагогикой и психологией, так как исполнение наказания предполагает наряду с осуществлением кары применение целой совокупности приёмов, средств и методов педагогического и психологического воздействия.

И.-т. п. как самостоятельная отрасль права начало развиваться в первые годы Советской власти. В 1918 была принята временная инструкция НКЮ РСФСР «О лишении свободы, как мере наказания, и о порядке отбывания такового» ≈ первый нормативный акт, регулировавший деятельность исправительно-трудовых учреждений. Большая роль в определении основных принципов исправительно-трудовой политики принадлежит В. И. Ленину, который в ряде своих работ отмечал такие принципы работы исправительно-трудовых учреждений, как дифференцированный подход к различным категориям преступников, гуманное отношение к осуждённым, исправление их при помощи различных средств воздействия. Эти положения получили развитие в последующих законодательных актах по И.-т. п. В решениях 20-го, 22-го и 23-го съездов КПСС поставлены задачи укрепления социалистической законности и правопорядка, усиления идеологической, воспитательной работы, развития советской демократии, повышения роли общественности в борьбе за искоренение преступности. В 1954≈61 были приняты нормативные акты, регулирующие порядок исполнения наказания.

Важнейшим этапом развития И.-т. п. явились принятые в июле 1969 Основы исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик ≈ общесоюзного закона, определившего принципы и установившего общие положения исполнения и отбывания уголовного наказания, а также принятие исправительно-трудовых кодексов союзных республик. Широкое развитие в СССР получила наука И.-т. п. которая изучает не только нормы этой отрасли права и регулируемые ими общественные отношения, но и социально-экономические закономерности, обусловливающие развитие системы органов исполнения наказания, эффективность их работы, обобщает практику.

Лит. Исправительно-трудовое право, М. 1966; Сборник нормативных актов по советскому исправительно-трудовому праву (1917≈1959 гг.), М. 1959.

Транслитерация: ispravitel’no-trudovoe pravo
Задом наперед читается как: оварп еоводурт-оньлетиварпси
Исправительно-трудовое право состоит из 27 букв

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:
+7 (499) 455 09 86 (Москва)
+7 (812) 332 53 16 (СПБ)
Это быстро и бесплатно!

Исправительно-трудовое право

Исправительно-трудовое право становилось все менее исправительным и все более трудовым. Главной целью наказания фактически становилось лишь использование заключенных на массовых и тяжелых работах, куда затруднительно было привлечь рабочую силу на условиях обычного найма.

Труд заключенных, как всякий подневольный труд, был не всегда рентабельным и во всяком случае мало производительным. Но система позволяла перебрасывать большие массы людей туда, где это требовалось, создавать для них минимум условий труда и отдыха, пренебрегать тяжелыми климатическими и вообще природными условиями. Думается, что все эти обстоятельства сыграли свою роль, когда массовые расстрелы 1937 г. были заменены долгосрочным лишением свободы. [1]

С середины 30-х гг. исправительно-трудовое законодательство и особенно практика его применения начинают ухудшаться. Фактически исправительно-трудовые кодексы, не будучи отменены, перестают применяться, подменяясь ведомственными инструкциями. В 1939 г. было отменено применение условно-досрочного освобождения.

Уголовно-процессуальное право

Оно развивается противоречиво. Принимаются меры к укреплению законности в деятельности органов дознания и следствия, суда и прокуратуры, но все это касается общеуголовных преступлений.

По-другому, однако, происходит дело, когда репрессия касается лиц, обвиненных в совершении государственных преступлений. Правда, здесь тоже нужно отметить определенную динамику. До середины 30-х гг. и по этим делам, в принципе, соблюдается закон, к тому же в основном общий для всех родов преступлений. Иначе начинают действовать карательные органы с 1934 г.

Наиболее негативное влияние на данную отрасль права оказало постановление ЦИК и СНК СССР от 10 июля 1934 г. «О рассмотрении дел о преступлениях, расследуемых Народным комиссаром внутренних дел Союза ССР и его местными органами». Многие категории дел стали рассматриваться без участия народных заседателей. В нарушение Уголовно-процессуального кодекса 1923 г. вводившего в качестве основных принципов судопроизводства гласность, публичность, устность (подсудимый имел право высказаться), 1 декабря 1934 г. Президиум СССР принял постановление, максимально упрощавшее порядок производства дел о террористических актах против работников советской власти: следствие по таким делам должно было занимать не более 10 дней, обвинительное заключение вручалось обвиняемому за сутки до рассмотрения его дела (вместо трех дней), дело слушалось без участия сторон (из судебного заседания устранялся прокурор, присутствие обвиняемого тоже не требовалось), кассационное обжалование приговора и подача ходатайств о помиловании не допускалось, приговор о высшей мере наказания приводился в исполнение немедленно. Поскольку в конституциях СССР отсутствовали и нормы, закрепляющие права и свободы советских граждан, апеллировать к ним, обосновывая незаконность актов, установивших внесудебную расправу над людьми, не имело смысла.

В сентябре 1937 г. подобные меры были распространены и на дела о вредительстве и диверсиях. Правда, с некоторым смягчением. Новое постановление ЦИК СССР допустило все-таки ходатайство о помиловании, но при отклонении его приговор приводился в исполнение немедленно.

Жесткие условия, в которые ставились следователи, часто приводили к тому, что они старались добиться признания обвиняемого в совершении преступления любой ценой, полагая в то же время признание царицей доказательств. Даже столь не щепетильный юрист, как А.Я. Вышинский, в 1937 г. выступая на февральско-мартовском Пленуме ЦК ВКП(б), заявил о недопустимости такого подхода к следствию. Он отметил, что основной недостаток в работе следователей НКВД и прокуратуры — стремление «построить следствие на собственном признании обвиняемого». [8]

Читайте также:  Компенсация за неиспользованный отпуск при увольнении в 2019 году

При всей жесткости названных законов главная беда была, однако, не в них. Куда хуже было применение репрессий вообще без суда — особым совещанием, а также «тройками» и «двойками». В этих органах отсутствовали всякие процессуальные гарантии. А именно по пути использования названных органов и пошла репрессия с середины 30-х гг.

2. Создание уголовного и исправительно-трудового законодательства в ссср

Советский период уголовно-исполнительного права продолжался с 1917 по 1993 гг. и, безусловно, базировался на рассмотренных исторических корнях и преемственности.

Основными положениями, исходя из которых началась трансформация пенитенциарного права в исправительно-трудовое, были благородные идеи об исправлении осужденных — главной цели наказания и общественно полезном труде как ведущем средстве исправления.

Основные руководящие идеи советской уголовной и исправительно-трудовой политики того времени были отражены в разделе «О наказаниях» судебного пункта программы РКП(б), принятой VII съездом правящей коммунистической партии в 1919 г 8.

В этом документе, а также в ряде работ В.И. Ленина и его соратников предусматривались отказ от наказаний, не совместимых с достоинством человека; усиление воспитательной стороны наказания; введение общественного порицания; замена лишения свободы принудительным трудом с проживанием на дому; замена тюрем воспитательными учреждениями; введение товарищеских судов для некоторых категорий рабочих и в армии 9.

Эти и другие принципы, программные установки ускорили нормотворческую деятельность нового государства, в частности создание уголовного и исправительно-трудового законодательства. Такая деятельность отнюдь не находилась в стороне от развития пенитенциарного дела в мире, а вполне соответствовала международным тенденциям. Первые нормы Советского государства в области определения и исполнения уголовных наказаний появились уже в конце 1917 — начале 1918 гг. Они содержались в ряде общих и специальных уголовно-правовых декретов и обращений Совета Народных Комиссаров, съездов Советов народных депутатов, ВЦИК РСФСР, Совета рабочей и крестьянской обороны (например, Временная инструкция о лишении свободы как о мере наказания и о порядке отбывания такового 1918 г. Декрет Совнаркома РСФСР «Об учреждении распределительных комиссий» 1919 г. «Положение об общих местах заключения» 1921 г. и др.) 10.

Система мест лишения свободы состояла из общих мест заключения (тюрем), воспитательно-карательных реформаториев и земледельческих колоний (в основном для несовершеннолетних и молодежи), испытательных заведений для лиц, в отношении которых имеются основания для послабления режима или досрочного освобождения, карательно-лечебных заведений и тюремных больниц. В условиях развернувшейся в России гражданской войны и интервенции правительством определялась необходимость защитить Советскую республику от классовых врагов путем изолирования их в концентрационных лагерях принудительных работ.

В 1922 г. был введен в действие Уголовный кодекс РСФСР, исходя из которого впоследствии был разработан и в 1924 г. принят первый в истории России единый кодифицированный акт уголовно-исполнительного характера — Исправительно-трудовой кодекс. В соответствии с его положениями места заключения трансформировались в направлении от тюрем к исправительно-трудовым учреждениям и подразделялись на три группы:

а) учреждения для применения мер социальной защиты исправительного характера (дома заключения, исправительно-трудовые дома, трудовые колонии — сельскохозяйственные, ремесленные и фабричные, изоляторы специального назначения, переходные исправительно-трудовые дома);

б) учреждения для применения мер социальной защиты медико-педагогического характера: трудовые дома для несовершеннолетних и трудовые дома для несовершеннолетних право нарушителей из рабоче-крестьянской молодежи;

в) учреждения для применения мер социальной защиты медицинского характера: колонии для психически неуравновешенных, туберкулезных и других больных заключенных, институты психиатрической экспертизы, больницы и т.п.

Подготовка и принятие открытых систематизированных документов, доступных для каждого гражданина, являлось величайшей заслугой отечественных юристов. Их мысль была на уровне передовых идей своего времени. Правовые акты такого уровня проработанности и цивилизованности имелись тогда далеко не в каждой из стран Европы.

Первые уголовно-исполнительные акты общего и военно-специального характера сформулировали идеи и принципы политики государства в области исполнения наказаний, которые не утратили своего значения до настоящего времени, дошли до нас и составляют методологическую основу современного пенитенциарного законодательства Российской Федерации.

Последующий этап охватывает время принятия и действия Основных начал уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1924 г. исправительно-трудовых кодексов союзных республик, в том числе нового ИТК РСФСР 1933 г. В нем были закреплены новые прогрессивные идеи исполнения уголовных наказаний, к сожалению в силу политических причин того времени оставшиеся лишь декларациями.

Тридцатые годы характеризуются началом все более превалирующей тенденции к возрастанию уголовной репрессии и отступлению от основанного на законе судебного порядка их применения на основе политического тезиса об усилении классовой борьбы 11.

Период с конца 30-х по начало 50-х годов отмечен детерминируемыми культом личности нарушениями законности: испра-вительно-трудовое право фактически перестает действовать, в особенности в период Великой Отечественной войны, законодательная регламентация исполнения наказаний оказалась заменена закрытыми для общественности ведомственными нормативными актами административного характера, а преподавание этого предмета было надолго исключено из учебных программ юридических учебных заведений.

Следующий исторический этап характеризуется восстановлением правовых начал регулирования отечественных уголовно-исполнительных отношений, возрождением исправительно-трудового права на базе мер по укреплению законности в деятельности правоохранительных органов страны.

В конце 50-х — начале 60-х гг. XX века принимается целый блок Основ законодательства Союза ССР и союзных республик в сфере борьбы с преступностью, вводятся в действие новые Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы РСФСР.

На их основе принимаются меры по улучшению деятельности учреждений уголовно-исполнительной системы, разрабатываются и утверждаются новые законодательные акты пенитенциарного характера: общесоюзные, республиканские, военные: Основы исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик 1969 г. Исправительно-трудовой кодекс РСФСР 1970 г. Положение о дисциплинарном батальоне 1957, 1961, 1966, 1983 гг. 12.

К середине 80-х годов в СССР образовались фактически две ветви законодательства, регулирующего исполнение уголовных наказаний: исправительно-трудовое законодательство и законодательство об исполнении наказаний, не связанных с мерами исправительно-трудового воздействия на осужденных 13.

Объективно встал вопрос о создании единой, кодифицированной, обоснованной на общей теоретической базе отрасли законодательства, — уголовно-исполнительного. Началась работа по созданию соответствующих законопроектов, завершившаяся уже после распада Союза ССР и образования СНГ принятием и введением в действие с 1997 г. принципиально новых Уголовного и Уголовно-исполнительного кодексов России, дальнейшей разработкой соответствующих модельных кодексов в рамках межпарламентской ассамблеи Содружества Независимых Государств.

С ликвидацией СССР и принятием Конституции Российской Федерации 1993 г. советский период истории отечественного права завершается.

Исправительно-трудовое право это:

отрасль социалистического права, нормы которой регулируют порядок и условия отбывания уголовного наказания и применения к осуждённым мер исправительно-трудового воздействия, т. е. общественные отношения, возникающие в процессе и по поводу исполнения всех видов уголовного наказания. В СССР предмет И.-т. п. определён Основами исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик, согласно которым задача исправительно-трудового законодательства состоит в обеспечении исполнения уголовного наказания. Основы определяют принципы и устанавливают общие положения исполнения и отбывания всех видов уголовного наказания, назначаемого судом. Кроме того, порядок и условия отбывания различных видов наказания и применения мер исправительно-трудового воздействия регламентируются исправительно-трудовыми кодексами (См. Исправительно-трудовой кодекс ) и иными законами Союза ССР и союзных республик.

Читайте также:  Сколько нужно быть на больничном чтобы получить инвалидность

И.-т. п. тесно связано с уголовным и уголовно-процессуальным правом, поскольку все эти отрасли права служат решению общих задач борьбы с преступностью, основные принципы уголовного права являются ведущими и для И.-т. п. Однако, несмотря на общность задач и основных принципов, эти отрасли права отличаются друг от друга по предмету регулируемых ими общественных отношений: уголовное право определяет цели, содержание и виды наказаний, регулирует условия их назначения и освобождения в судебном порядке, а И.-т. п. — порядок и условия его исполнения и отбывания (см. Исполнение наказания ).

Исправительно-трудовое право тесно связано и со специальными отраслями педагогики и психологии: исправительно-трудовой педагогикой и психологией, так как исполнение наказания предполагает наряду с осуществлением кары применение целой совокупности приёмов, средств и методов педагогического и психологического воздействия.

И.-т. п. как самостоятельная отрасль права начало развиваться в первые годы Советской власти. В 1918 была принята временная инструкция НКЮ РСФСР «О лишении свободы, как мере наказания, и о порядке отбывания такового» — первый нормативный акт, регулировавший деятельность исправительно-трудовых учреждений. Большая роль в определении основных принципов исправительно-трудовой политики принадлежит В. И. Ленину, который в ряде своих работ отмечал такие принципы работы исправительно-трудовых учреждений, как дифференцированный подход к различным категориям преступников, гуманное отношение к осуждённым, исправление их при помощи различных средств воздействия. Эти положения получили развитие в последующих законодательных актах по И.-т. п. В решениях 20-го, 22-го и 23-го съездов КПСС поставлены задачи укрепления социалистической законности и правопорядка, усиления идеологической, воспитательной работы, развития советской демократии, повышения роли общественности в борьбе за искоренение преступности. В 1954—61 были приняты нормативные акты, регулирующие порядок исполнения наказания.

Важнейшим этапом развития И.-т. п. явились принятые в июле 1969 Основы исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик — общесоюзного закона, определившего принципы и установившего общие положения исполнения и отбывания уголовного наказания, а также принятие исправительно-трудовых кодексов союзных республик. Широкое развитие в СССР получила наука И.-т. п. которая изучает не только нормы этой отрасли права и регулируемые ими общественные отношения, но и социально-экономические закономерности, обусловливающие развитие системы органов исполнения наказания, эффективность их работы, обобщает практику.

Лит.: Исправительно-трудовое право, М. 1966; Сборник нормативных актов по советскому исправительно-трудовому праву (1917—1959 гг.), М. 1959.

Большая советская энциклопедия. — М. Советская энциклопедия. 1969—1978 .

Смотреть что такое «Исправительно-трудовое право» в других словарях:

ИСПРАВИТЕЛЬНО-ТРУДОВОЕ ПРАВО — ИСПРАВИТЕЛЬНО ТРУДОВОЕ ПРАВО, отрасль права и система правовых норм, регулирующих порядок и условия отбывания назначенных судом наказаний. Исправительно трудовым правом называется также одна из отраслей юридической науки … Современная энциклопедия

Исправительно-трудовое право — ИСПРАВИТЕЛЬНО ТРУДОВОЕ ПРАВО, отрасль права и система правовых норм, регулирующих порядок и условия отбывания назначенных судом наказаний. Исправительно трудовым правом называется также одна из отраслей юридической науки. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

ИСПРАВИТЕЛЬНО-ТРУДОВОЕ ПРАВО — до середины 1990 х гг. название уголовно исполнительного права, совокупность юридических норм, регулирующих отношения, возникающие по поводу и в процессе исполнения наказаний и применения мер исправительно трудового воздействия, тесно связано с… … Юридическая энциклопедия

ИСПРАВИТЕЛЬНО-ТРУДОВОЕ ПРАВО — в РФ до середины 1990 х гг. название уголовно исполни тельного права … Юридический словарь

ИСПРАВИТЕЛЬНО-ТРУДОВОЕ ПРАВО — до середины 1990 х гг. назван т уголовно исполнительного права, совокупность юридических норм, регулирующих отношения, возникающие по поводу и в процессе исполнения наказаний и применения мер исправительно трудового воздействия, тесно связано с… … Энциклопедический словарь экономики и права

ИСПРАВИТЕЛЬНО-ТРУДОВОЕ ПРАВО — до середины 1990 х гг, название уголоено исполнительного права … Энциклопедия юриста

исправительно-трудовое право — до 1996 название уголовно исполнительного права … Энциклопедический словарь

исправительно-трудовое право — в РФ до середины 1990 х гг. название уголовно исполни тельного права … Большой юридический словарь

ПРАВО ИСПРАВИТЕЛЬНО-ТРУДОВОЕ — (см. ИСПРАВИТЕЛЬНО ТРУДОВОЕ ПРАВО) … Энциклопедический словарь экономики и права

Тенденция к смягчению наказаний и освобождению от уголовной ответственности за деяния, не имеющие большой общественной опасности, и одновременно к усилению репрессии за тяжкие преступления, проявившаяся в предыдущий период, продолжает развиваться и теперь. Широко применяется условное осуждение и условно-досрочное освобождение от наказания, причем вводится принцип обязательного привлечения к труду досрочно освобожденных. В то же время некоторые преступления караются усиленно. Например, в 1973 г. была резко повышена ответственность за угон воздушных судов, вплоть до смертной казни. Преступление это, имевшее место и в зарубежных странах, у нас иногда совершалось в целях незаконной эмиграции. Однако наказание за это преступление было нацелено не только на то, чтобы покарать такого беглеца, но и обезопасить жизнь других пассажиров и экипажа самолета.

В очередной раз усиливается ответственность за хулиганство. Любопытно прореагировало государство на участившиеся мелкие кражи на производстве. К так называемым несунам кроме применения мер уголовной или административной ответственности добавлялись и другие формы воздействия: лишение премий, вознаграждений по итогам годовой работы предприятия (учреждения), льготных путевок в дома отдыха или санатории, перенос очередности на получение жилплощади.

Война давно кончилась, но ее отголоски еще существовали. Поэтому через 20 лет после Победы был принят Указ о наказании лиц, виновных в преступлениях против мира и человечности и военных преступлениях, независимо от времени их совершения. Он предусматривал применение всех мер наказания, вплоть до смертной казни, как к немецко-фашистским преступникам, так и их пособникам из числа советских граждан.

Исправительно-трудовое право

Впервые в истории советского права в 1969 г. были приняты Основы исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик, вслед за чем в республиках издали соответствующие кодексы. В законодательстве были проведены, хотя и не все, принципы, знакомые нам уже по законам 20-х гг. направленные на целесообразность и гуманизацию отбывания наказания: обязательное привлечение заключенных к труду, обучение их общеобразовательным и профессиональным предметам и т.д.

В 1983 г. было принято Положение о порядке и условиях исполнения уголовных наказаний, не связанных с мерами исправительно-трудового воздействия на осужденных. Оно предусматривало порядок и условия исполнения наказаний в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, штрафа, общественного порицания, конфискации имущества, лишения воинского или специального звания.

Читайте также:  Срок хранения приказов на отпуск

Исправительно-трудовое законодательство требует сочетания принуждения и убеждения, точного соблюдения законов при исполнении приговоров, обеспечения законности в деятельности исправительно-трудовых учреждений, строго дифференцированного, индивидуального подхода к каждому осужденному, раздельного содержания различных категорий осужденных.

В законодательстве предусматривались меры, направленные на приспособление освобожденных из мест заключения к нормальным условиям жизни в обществе.

Процессуальное право проявляет тенденцию к расширению гарантий обвиняемым и подсудимым. В 1969-1970 гг. изменяются порядок и момент привлечения защитника к делу, т.е. усиливается право обвиняемого на защиту. Теперь адвокат допускается к участию в деле с момента объявления обвиняемому об окончании предварительного следствия и предъявления ему для Ознакомления всего производства по делу. Но по постановлению прокурора он может быть допущен и с момента предъявления обвинения.

Последовательным проведением принципа презумпции невиновности обусловлено принятие Положения о предварительном заключении под стражу. Закон проводит резкую грань между заключением под стражу как мерой пресечения и лишением свободы в порядке исполнения наказания. Заключение под стражу рассматривается как крайняя мера пресечения, необходимая, лишь когда есть основание предполагать, что обвиняемый может скрыться от следствия или суда либо будет препятствовать установлению истины при расследовании преступления, продолжать преступную деятельность или уклонится от исполнения приговора.

Сохраняется, тем не менее, порядок, по которому предварительное заключение при осуждении гражданина к лишению свободы засчитывается ему в срок отбытия наказания.

Названное Положение заменило соответствующие нормы, предусмотренные ранее уголовно-процессуальными и исправительно-трудовыми законами союзных республик.

В заключение следует отметить развитие советской правовой системы в силу применения норм международного права. В данный период происходит дальнейшая дифференциация международного права, которое с давних пор подразделяется на публичное и частное. После Второй мировой войны возникает новая подотрасль, вызванная к жизни необходимостью наказать военных преступников Германии и Японии, которую в просторечии называют международным уголовным правом. Однако теперь новые потребности обусловливают появление таких подотраслей, как космическое и международное экологическое право.

Выход сначала Советского Союза, а затем и США в космос породил потребность в урегулировании возможных осложнений, связанных с использованием космической техники и космического пространства. Эти проблемы были урегулированы заключением соответствующих договоров и конвенций, касающихся не только двух держав, но и всяких иных, которые могут быть затронуты в связи с использованием космоса. Уже в 1967 г. СССР подписал Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела. На следующий год было ратифицировано Соглашение о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство. В 70-х гг. появились уже международные соглашения о хозяйственном использовании космоса. В 1972 г. были созданы международная система и Организация космической связи "Интерспутник"-. Характерно, что местопребыванием новой организации была определена Москва — столица родины первого в истории человечества космонавта. В том же году подписано Соглашение между СССР и США по данному поводу.

В последующие годы были заключены еще некоторые договоры по космическим проблемам.

Технический прогресс вызвал серьезные негативные последствия, имеющие глобальный характер. Человечество в погоне за удобствами встало на грань самоуничтожения. Это побудило здравомыслящую его часть озаботиться мерами, способными хоть сколько-то воспрепятствовать разрушению среды обитания. А потому данный период характеризуется принятием международных мер к всесторонней охране природы. Советский Союз включился в эту благородную и жизненеобходимую деятельность.

В 1980 г. СССР ратифицировал Конвенцию о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния1. В 1978 г. подписаны конвенции об охране тюленей Арктики и об охране морской среды Балтийского моря. Заключаются и двусторонние договоры. Так, в 1973 г. СССР подписал с Японией Конвенцию об охране перелетных птиц. Совет Министров СССР издал специальное постановление о реализации этой Конвенции. В 1972 г. было подписано Соглашение между СССР и США о сотрудничестве в области охраны окружающей среды. Оно предусматривало, что стороны будут развивать сотрудничество в этой области на основе равноправия, взаимности и обоюдной выгоды.

Международные договоры и соглашения неизбежно находили отражение и реализацию во внутреннем праве Союза и союзных республик.

Таким образом, рассматриваемый период развития Советского государства — середина 60-х — середина 80-х гг. — начался с контрреформ 1964-1963 гг. а завершился новым и существенным поворотом, который произойдет в 1985 г. В связи с этим вряд ли правомерно отодвигать границы данного периода к самому началу 60-х гг. как это делают некоторые авторы, следуя старой историко-партийной традиции, связывая периодизацию с очередным, XXII съездом КПСС.

Также неправомерно объединять рассматриваемый в этой главе период развития с последующим, ибо 1985 г. как мы позже увидим, стоит не только на границе периодов, но и на грани эпох, замыкая эпоху социализма и открывая переходный от социализма к капитализму период — период реставрации капитализма в нашей стране.

Рассматриваемое время оказалось, как и прежние, сложным и противоречивым. Продолжалась холодная война, грозившая перерасти в атомное безумие. Советское государство принимало меры к ослаблению международной напряженности, и они давали эффект, но устранить угрозу не могли. Опасность порождала гонку вооружений. Она была обременительна для обеих сторон, но для нас больше. Создавалась масса нового вооружения, в том числе ядерного, далеко выходящая за пределы разумного. Человечество изготовило такое количество атомных бомб и ракет, которого было достаточно для трехкратного уничтожения жизни на Земле. Чрезмерные расходы на вооружение создавали трудности в советской экономике. Сказывались и внутренние противоречия социализма. Социалистическая система по своей природе была чересчур гуманной, она позволяла не только хорошим работникам, но и бездельникам жить спокойно. Производительность труда при социализме оказалась значительно ниже, чем при капитализме, и этот разрыв продолжал увеличиваться. Задачи, поставленные еще в 30-х гг. — "догнать и перегнать передовые капиталистические страны", — оказались на деле трудновыполнимыми.

Развитие государства характеризуется контрреформами. И в организации государственного единства, и в государственном механизме происходят изменения, направленные на то, чтобы отменить хрущевские реформы. Однако в дальнейшем, в 70-е гг. особых преобразований в государстве не происходит, если не считать тех, которые вытекали из принятия новой Конституции.

Что касается права, то по содержанию оно также мало изменилось, однако в форме права происходят заметные преобразования, они характеризуются апогеем кодификации, в массовом порядке создаются Основы конкретных отраслей права, кодексы в республиках и Союзе.

Жизнь требовала изменений, реформ, совершенствования социалистической системы государства и права, но история пошла по другому пути.

Рекомендуем посмотреть: