+7 (499) 455 09 86  Москва

+7 (812) 332 53 16  Санкт-Петербург

Получите бесплатную консультацию
юриста по телефонам прямо сейчас:
+7 (499) 455 09 86
Москва и МО
+7 (812) 332 53 16
Санкт-Петербург и ЛО

Характеристика социального работника

Квалификационная характеристика социального работника представляет собой документ, в котором должны быть отражены личные и деловые качества того или иного сотрудника. Этот документ нужен в случае аттестации работника, возможного повышения по службе, для определения конкретных обязанностей, или если возникает необходимость вынести решение о дисциплинарном взыскании.

Составляется она руководителем предприятия или конкретным человеком, способным объективно оценить сотрудника. В частности, правильно составить квалификационную характеристику на социального работника поможет знание основных правил, применяемых при составлении таких характеристик. Прежде всего, надо исследовать содержание работы, выявить ее важнейшие характеристики, которые обуславливают основные требования к квалификации социального работника. Такое исследование способно способствовать объективно, проанализировать всю информацию о работе социального работника.

Квалификационная характеристика социального работника пишется на стандартном листе формата А4 и состоит из четырех частей: заголовка, полных анкетных данных работника. Далее указываются его личные и деловые качества с конкретным указанием выполняемой работы. В анкетных данных сообщается полное фамилия, имя, отчество сотрудника, дата рождения, какое учебное заведение и когда окончил, специальность работника.

Основная часть начинается с описания того, с какого времени тот или иной сотрудник трудится на данном предприятии, какие должности занимал и занимает в настоящее время, перечисляются курсы повышения квалификации, если они имели место. Далее, в основной части анализируется деятельность социального работника, непосредственно связанная с выполнением должностных инструкций: его работа по выявлению граждан, нуждающихся в социальном обслуживании, на территории, которую он обслуживает. Детально описывается, какая помощь и насколько качественно была оказана инвалидам и людям пожилого возраста, с которыми он работает, в частности, обеспечение их товарами первой необходимости, оказание помощи в ведении домашнего хозяйства, содействие в получение медицинского обслуживания и др.

Указываются все имеющиеся у сотрудника награды и поощрения. Подробно описываются качества характера, которые помогают ему (или не помогают) добиться эффективности труда. Указываются личные качества, характеризующие социального работника как члена трудового коллектива.

Полный набор фраз для составления характеристики здесь .

Квалификационную характеристику подписывает, с указанием данных, начальник отдела кадров (или тот человек, который ее составлял). Заверяется характеристика печатью и подписью руководителя организации.

Похожие материалы по теме:

Личностно-нравственные качества социального работника

Социальная работа относится к тем редким видам профессиональной деятельности, где зачастую не профессиональные знания и навыки, а личностные качества специалиста во многом определяют успешность и эффективность работы.
Основой для выбора профессии может служить призвание – органичное сочетание своеобразных духовно-нравственных качеств личности будущего специалиста и его способностей к социальной работе. Если человек избирает профессию социального работника сознательно, в соответствии со своим призванием и качествами личности, она не будет морально тяжела для него и, несмотря на все встречающиеся в процессе труда сложности, принесет радость и пользу и ему, и его клиентам, и обществу, и самой профессии.

1. Нравственное (этическое) сознание социального работника

Основой личности социального работника должна являться нравственность как внутреннее, духовное качество человека, его потребность поступать в соответствии с требованиями этики и морали, потребность творить добро, приносить людям благо.
Нравственное сознание социального работника содержит три необходимых компонента: нравственные знания, нравственные убеждения и нравственная потребность.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:
+7 (499) 455 09 86 (Москва)
+7 (812) 332 53 16 (СПБ)
Это быстро и бесплатно!

Нравственные знания – это основы знаний об этике, морали, в том числе и в области профессиональной деятельности. Но знания могут на практике не использоваться или использоваться частично, поэтому важно иметь сформированные нравственные убеждения.

Нравственные убеждения – это основанная на опыте и знаниях уверенность социального работника в справедливости требований профессиональной морали. Нравственные убеждения являются более высокой ступенью развития личности, сознания, поскольку основаны на глубокой и всесторонней оценке личностью известных ей моральных норм, проверке их социальной практикой, жизненным и профессиональным опытом, их внутреннем одобрении и органичном принятии как единственно правильных и возможных.
Однако нравственные убеждения обладают, как и знания, относительной самостоятельностью, поскольку в практической повседневной деятельности может возникнуть ситуация, когда личность действует вопреки своим убеждениям если возникают причины, кажущиеся более значимыми, нежели собственные убеждения. В этом случае личность находится в разладе с собой, своими принципами.

Нравственная потребность характеризуется наличием моральной потребности в соблюдении требований профессиональной этики: когда специалист не может совершить действия, по его убеждению не соответствующие критериям добра и зла, несмотря на ситуативные обстоятельства.

2. Личностные качества социального работника

Нравственное поведение социального работника определяется душевными качествами его личности.

Честность, умение говорить правду о положении клиента, о затруднениях, ошибках, умение “держать слово”.
Совесть как чувство моральной ответственности за свое поведение. Совесть выполняет функцию регулятора поведения, побуждая человека к творческим поискам решения и предостерегая его от формального подхода к выполнению моральных и профессиональных норм.
Объективность в оценке проблем клиента и его качеств.
Справедливость. Симпатичен клиент социальному работнику или нет – это не должно отразиться на количестве и качестве тех благ и услуг, которые клиенту необходимо предоставить. Справедливость должна проявляться и по отношению к коллегам – каждое действие коллеги должно получать справедливую оценку, без преувеличения или преуменьшения его заслуг или недостатков.
Тактичность – умение выстороить свои действия таким образом, чтобы не поставить невольно человека в неловкое положение, не задеть самолюбие личности, не унизить ее.
Внимательность и наблюдательность необходимы социальному работнику в его повседневной практической деятельности.
Терпимость (толерантность) – моральное качество, характеризующее уважительное отношение к интересам, убеждениям, верованиям, привычкам других людей.
Выдержка и самообладание, терпение. Даже если клиент раздражен и позволяет себе выплеснуть негативные эмоции на социального работника, то социальный работник не имеет права ответить тем же. Более того, он не должен терять самообладания, иначе, отдавшись во власть собственных эмоций, не услышит того, что говорит клиент, не сможет воспринять информацию и правильно оценить ее.
Доброта социального работника деятельна – она воплощается в заботе о человеке, создании благоприятных условий для его жизнедеятельности, положительного эмоционального настроя, в умении вовремя и в должной мере оказать необходимую помощь. Быть добрым (не добреньким) – значит учить клиента противостоять негативным явлениям, преодолевать трудности, быть ответственным за свою судьбу и судьбы близких.
Любовь к людям (гуманность). Работая с клиентом и определяя его положительные качества, черты, социальный работник должен стремиться к тому, чтобы вызвать ту положительную трансформацию личности клиента, которая повлечет за собой позитивное изменение ее жизненных обстоятельств.
Самокритичность- умение анализировать свою деятельность, видеть свои ошибки и пути их исправления, давать беспристрастную оценку своим действиям. Конструктивная, “здоровая” самокритичность ( не “самоедство”) – путь к развитию достоинств.
Адекватность самооценки ( не завышенная и не заниженная самооценка) – условие эффективности деятельности.
Коммуникабельность – умение общаться.
Оптимизм. Специалисту, наблюдающему постоянно вокруг себя человеческие страдания, трудно сохранить оптимизм, веру в справедливость и торжество добра. Однако это необходимо, так как помимо материальной, бытовой и любой другой помощи, социальный работник призван нести людям радость, надежду и веру в лучшее, а это невозможно осуществить, если сам он не имеет ни веры, ни надежды.
Сила воли, нацеленность на выполнение объективно необходимых действий, способность не отступать перед трудностями и доводить начатое дело до конца – качества, которые развиваются в результате накопления опыта работы и осознания своего профессионального долга, преодоления своей слабости и пассивности.
Именно сила воли социального работника может заставить клиента вновь поверить в себя и активно подключиться к деятельности.
Эмпатия (от греч. empatheia – сопереживание) – постижение эмоционального состояния, проникновение – “вчувствование” в переживания другого человека. Способность к эмпатии во многом определяется способностью социального работника поставить себя на место клиента.
Стремление к самосовершенствованию должно проявляться не только в постоянном стремлении специалиста к профессиональному росту, приобретению практического опыта, навыков, умений и новых теоретических знаний, но и в совершенствовании духовном, повышении своих моральных качеств и преодолении недостатков, особенно тех, которые могут отрицательно сказаться на качестве его работы. Трудно требовать от клиента активных действий, максимальной реализации личностного потенциала, если он видит, что социальный работник, призывающий его к этому, не предъявляет таких же жестких требований к себе самому.
Творческое мышление – неотъемлемая характеристика социального работника. В социальной работе нет абсолютно одинаковых ситуаций и идентичных клиентов. В каждом конкретном случае специалист высокого класса проявляет творческий подход.

Читайте также:  Протокол собрания трудового коллектива о коллективном договоре

Таким образом, качества личности социального работника во многом определяют успешность его взаимодействия с клиентом и являются необходимым условием его профессиональной пригодности.

1 Комментарий для “Личностно-нравственные качества социального работника”

Профессионально-нравственные характеристики соц работника

Профессионально-этические основы соц работы

1. призвание. ограниченное сочетание духовно-нравственных качеств личности будущего специалиста и его способности к соц работе.

2. уровень моральности соц работника. как мера соответствия нравственных представлений и ценностных предпочтений массовым этическим суждениям. должен быть выше среднего, т.к. только это дает право общаться с клиентом, который попал в беду. => способность понимать другого человека, помогать тактично, без упреков и морализации

3. нравственность. основа личности соц работника. внутреннее духовное качество человека, его потребность поступать в соответствии с требованиями этики и морали, приносить людям благо.

неустранимость человеческого фактора обязывает соц работника проецировать свои личностные качества в этическое измерение. «если вашему клиенту не стало легче после беседы с вами, то какой вы соц работник?»

-нравственные знания – понять сущность нравственности, получать сведения о её содержании, функционировании в обществе, системе её требований, сравнивает собственные нрав нормативы с профессиональными, соц значимыми, корректирует свою нравственную позицию.

-нравственные убеждения – основанная на знаниях и опыте уверенность соц работника в справедливости требований профессиональной морали. требуют от соц работника: умение взглянуть на свой труд с точки зрения интересов дела, выяснить соотношение между тем полезным что он делает для общества и клиента и тем, что он обязан сделать. н.о определяют теоретическую и практическую подготовленность специалиста, является основанием для его сознательного отношения к своему поведению и действиям, в практике социальной работы, участвует в формировании волевых качеств личности, устойчивых форм морального реагирования на окружающую действительность.

-нравственная потребность. наивысшая степень нрав сознания соц работника, которая характеризуется наличием моральной потребности в соблюдении требований профессиональной этики.

4. честность. умение специалиста говорить правду.

-о положении клиента

— возможности решить его проблемы

— о тех затруднениях, которые встречаются в работе

— о совершенных ошибках

честность должна проявляться не только на словах, а также и на деле.

5. совесть. проявляется как чувство моральной ответственности за свое поведение, потребность поступать в соответствии со своими личными представлениями о добре, благе, справедливости и содержит в себе как рациональные и эмоциональные компоненты.

совесть как качество личности является индивидуализированной формой. отражение требований к ней общества и профессиональной группы. совесть выполняет функцию регулятора поведения. побуждает человека к творческим поискам решения и предостерегает его от чисто формального подхода к выполнению моральных и профессиональных норм. когда ситуация оказывается нестандартной, сложной, совесть индивида подсказывает ему верное решение.

6. объективность. соц работник должен соблюдать объективность отрешившись от собственных эмоций, в противном случае соц работник может переоценить своего клиента и потребовать от него невозможного. недооценив клиента настроить клиента на работу «с прохладцей», вызывать у него желание вне зависимости от личного потенциала решить свои проблемы целиком за счет усилий соц работника и системы соц защиты в целом. соц работник не имеет права недооценивать или переоценивать всей совокупности обстоятельств каждого из клиентов, и принимать решения об оказании преимущественно помощи одному в ущерб интересам другого, без достаточно веских на то оснований.

7. справедливость. соц работник может иметь как симпатию. так и антипатию как к клиенту и его окружению, но при этом они не должны сказываться на работе с клиентом. отношение к клиенту должны быть ровными, доброжелательными, внимательными, а проблемы клиента должны оценивать адекватно. Справедливость должна проявляться и по отношению к коллегам. каждое действие коллеги должно получить справедливую оценку. воплощение в практике соц работы принципа справедливости предохраняет соц работника от отчуждения и от клиента и от коллектива.

8. тактичность. предполагает умение соц работника предвидеть все объективные последствия своих поступков или действий и их субъективное восприятие клиентов, коллегами и другими людьми.

9. внимательность и наблюдательность .

10. терпимость . обязательный принцип во взаимоотношений соц работника с клиентом. достижение соглашения с клиентом = терпимость. терпимость – моральное качество, характеризующее уважительное отношение к интересам, убеждениям, верованиям и привычкам других людей. основывается на устойчивом принципе принимать его таким какой он есть.

11. выдержка и самообладание. нужно учитывать эмоциональный статус клиента.

не должен терять самообладания в противном случае не сможете воспринять информацию и правильно понять её.

12. доброта социального работника. основана на гуманизме, любви в людям. специфическое содержание, доброта деятельна: создание благоприятных условий для жизнедеятельности клиента, забота, положительный эмоциональный настрой, обучение клиента необходимым для него навыкам и действиям, умение вовремя и в должной мере оказать необходимую помощь. соц работник должен быть не добреньким, а добрым, т.е. способным учить клиента противостоять негативным явлениям, преодолевать трудности, быть ответственным за свою судьбу и судьбу близких. «легче любить всё человечество, чем своего соседа». соц работник должен уметь видеть в людях положительные качества.

13. самокритичность. умение анализировать свою деятельность. видеть свои ошибки и пути их исправления, давать беспристрастную оценку своим действиям и поведению, не выгораживая себя и не ища самооправдания. => честно исполнять свой долг, совершенствоваться в своей проф деятельности.

14. адекватность самооценки. соц работник не должен терять чувство реальности и переоценивать свои способности. завышенная самооценка приведет к самоуверенности, высокомерию повлечет за собой ошибки и негативно скажется на работе специалиста.

заниженная самооценка: неверие в свои силы и возможности отрицательно скажется не только на результатах деятельности, но и на состоянии клиента, на общественном мнении, и системы соц защиты в целом.

15. терпение. многие клиенты трудны в общении.

соц работник должен быть терпелив с каждым, должен быть готов выслушать эмоционального клиента, главное – дать клиенту высказаться по проблеме, снять отрицательные эмоции, направить разговор в конструктивное русло (получить и передать инф-цию в полном объеме), добиться понимания, вызвать мотивацию к совместной деятельности.

16. коммуникабельность. => во многом зависит успех деятельности.

17. оптимизм. саморазвитие и самосовершенствование. настроить клиента на хороший лад.

19.эмпатия. умение поставить себя на место на клиента.

20 . стремление к самосовершенствованию. «соц работа – не профессия, это диагноз.»

«общ-во постоянно развивается => появляются новые проблемы и патологии в обществе => должен совершенствоваться соц работник.» Вова.

21. творческое мышление :

— принимая решения соц работник должен учитывать малейшие нюансы дела, чтобы принять оптимальное решение и добиться наивысшего результата. при отсутствии творческого мышления специалист будет действовать шаблонно, по всегда принятой схеме, что существенно снизит мобильность решений, эффективность работы, отрицательно скажется на клиенте, поскольку в соц работе нет готовых «рецептов» применимых к абсолютно любым обстоятельствам и ситуациям. отсутствие творческого мышления у специалиста будет рассматриваться клиентом как невнимательность, недостаток опыта и желания помочь, что может дискредитировать соц работу.

Читайте также:  Первичные документы по заработной плате

т.о. качества личности соц работника во многом определяет успешность его взаимодействия с клиентом является необходимым условием его профессиональной пригодности.

Как правильно написать характеристику на работника

Как правило, производственная характеристика на работника, образец заполнения которой вы найдете ниже, необходима для предоставления на новом месте службы, где о качествах сотрудника ничего не знают, потому нуждаются в информации извне, могущей облегчить приобщение его к новому коллективу.

Также составление документа может потребоваться при переводе сотрудника на новую должность, предоставлении нового звания, либо наоборот лишении такового, поощрении и понижении. В зависимости от соответствия сотрудника занимаемой должности, качества выполняемой им работы, а также отношения к своим обязанностям, составленный документ может положительно, отрицательно, либо нейтрально характеризовать работника. Существует определенный шаблон характеристики на работника, который мы рассмотрим ниже.

Основные составляющие

Прежде всего, следует разобраться в терминологии понятия.

Характеристика — это письменный документ, необходимый для выделения и подчеркивания служебных и личностных особенностей конкретного сотрудника. Указанный документ оформляется в произвольную форму на предприятии, где данный сотрудник осуществляет, либо осуществлял профессиональную деятельность.

Вне зависимости от отношения к своим обязанностям, типовая характеристика на работника, включает следующие необходимые компоненты:

  1. Наименование документа. В данном случае — «характеристика».
  2. Фамилию, имя и отчество работника, написанные полностью.
  3. Занимаемую работником должность. Использовать сокращения запрещено.
  4. Возраст. Можно не указывать.
  5. Время начала и окончания работы в занимаемой должности.
  6. Награды, заслуги перед коллективом и предприятием, личные и профессиональные достижения.
  7. Информацию о пройденных стажировках, повышении квалификации, либо получении дополнительного профессионального образования.
  8. Оценка служебных особенностей работника, его умений ладить с коллегами и руководством в процессе работы, владеть юридической стороной вопроса.
  9. Оценка личных качеств, таких как мобильность, быстрая социальная адаптация, уровень стрессоустойчивости и культуры.
  10. Информацию о взысканиях, выговорах. Обычно такая информация включается в характеристики, несущие отрицательный подтекст.

Пример типовой характеристики на работника для предъявления по месту требования

Основные требования

Характеристика работника с места работы, пример которой можно найти ниже, пишется от руки, либо печатается на компьютере. Распечатка данного документа производится на листах формата А4. Как только все пункты, изложенные выше, будут подробно отражены в характеристике, ее следует завершить указанием кому и для каких целей она направляется.

Обычно в конце документа отмечается полное наименование организации, затребовавшей обозначенную бумагу, ставится подпись руководителя организации и начальника отдела кадров.

Обязательны к указанию число и год написания характеристики. Документ заверяется печатью предприятия, что необходимо в силу отсутствия для его написания общепринятого официального бланка.

Характеристика не имеет срока годности, однажды написанная она может быть предъявлена в любое время. Потеряв бланк с характеристикой, работник вправе обратиться к бывшему работодателю с повторным запросом на ее составление.

Виды характеристик и правила их написания

Не зная как правильно написать характеристику на работника, образец которой не представлен среди обычных документов, работодатель может упустить немаловажные для работника детали.

Размер документа зависит от послужного списка работника и желания работодателя заниматься перечислением его заслуг.

Отрицательная

Рассмотрим, как составляется отрицательная характеристика на работника, на следующем примере, при этом сам термин «характеристика» опустим:

Характеристика
на младшего бухгалтера ЗАО «СтройИнвест»
Зябликова Илью Николаевича

Зябликов Илья Николаевич 1986 года рождения являлся сотрудником ЗАО «СтройИнвест» с 2014 по 2015 год. За время работы Илья Николаевич не выказал особых профессиональных качеств, был замечен в отказе от выполнения служебных обязанностей с отсылкой на причины, не могущие выступать в качестве оправданий.
Несмотря на то, что коллектив нашей фирмы является дружным и отзывчивым, Илья Николаевич не сумел найти общего языка ни с одним другим работником. Не раз фиксировались факты грубого его отношения к коллегам по работе и клиентам. За время трудовой деятельности данный работник получил несколько строгих выговоров, что должно было вести к его исправлению. Сведения о допущенных нарушениях были внесены в личное дело работника. Поскольку ничего подобного не произошло, мы вынуждены были расстаться с Ильей Николаевичем по обоюдному согласию.

Генеральный директор
ЗАО «СтройИнвест» Л.А. Глушко
Печать
Начальник отдела кадров А. Е. Кошин
09.05.2015

Для награждения

Рассмотрим также образец характеристики на работника для награждения почетной грамотой:

Характеристика
на работника озеленительной сферы ГУП «Зеленострой»
Юрченко Григория Михайловича

Юрченко Григорий Михайлович 1990 года рождения является сотрудником ГУП «Зеленострой» с 2015 года по настоящее время. За время нахождения в занимаемой должности, Григорий Михайлович показал себя как грамотный, исполнительный и добросовестный работник.
Высокая степень культуры, стремление к самообразованию и самовоспитанию, делают Григория Михайловича весьма ценным работником, который сумел найти общий язык не только с начальством, но и с коллегами по службе. Такие качества, как стрессоустойчивость, коммуникабельность и умение быстро налаживать отношения позволяют Григорию Михайловичу выполнять порученные ему задания с удвоенной скоростью. Несмотря на небольшой трудовой стаж в занимаемой должности, Григорий Михайлович уже имеет несколько поощрений, что позволяет нам говорить о необходимости награждения его почетной грамотой с внесением сведений о подобном награждении в личное дело и трудовую книжку работника.
Любовь к труду и высокая степень ответственности являются отличительными чертами Григория Михайловича. За время рабочей деятельности выговоров и взысканий не имел.

Генеральный директор
ГУП «Зеленострой» Ю.К. Нетельно
Печать
Начальник отдела кадров О. Ю. Матюшина
10.07.2015

Следует отметить, что при составлении местной характеристики для приобщения к личному делу работника, продолжающего работать на предприятии, выдавшем данный документ, либо отрицательной характеристики, необходимо иметь соответствующий образец. Характеристика с места работы на работника выдается непосредственно по его требованию. либо требованию организации, являющейся новым местом его работы.

Характеристика не имеет срока годности, однажды написанная она может быть предъявлена в любое время.

Положительная

Положительная характеристика на работника составляется в этом же ключе, без включения в нее моментов, касающихся выговоров и провинностей работника. В положительной характеристике качества работника описываются исключительно в благоприятном для него виде. Пример подобной характеристики может быть следующим:

Характеристика
на помощника начальника ЖКХ № 14
Инякину Эльвиру Григорьевну

Инякина Эльвира Григорьевна 1968 года рождения является сотрудницей ЖКХ № 14, начиная с 2003 года по настоящее время. За время исполнения ею служебных обязанностей Эльвира Григорьевна показала себя с самой лучшей стороны, зарекомендовав себя как профессионала своего дела, к которому она относится с большим вниманием и любовью.
Особо хочется отметить то уважение, которое сумела заслужить Эльвира Григорьевна от коллег по работе и людей, непосредственно с ней сотрудничающих. Заслуги Эльвиры Григорьевны перед обществом и государством были не раз по достоинству оценены как руководством, так и общественностью.
Эльвира Григорьевна — отзывчивый и коммуникабельный человек. Большой опыт и постоянное совершенствование полученных знаний, делают ее ценным кадровым работником. Отличительными чертами характера Эльвиры Григорьевны можно считать жизнерадостность, честность, высокую стрессоустойчивость. За время нахождения в занимаемой должности заместителя начальника ЖКХ, Эльвира Григорьевна выговоров и предупреждений не имела.

Генеральный директор
ЖКХ № 14 М.И. Жуковский
Печать
Начальник отдела кадров А. Д. Коркина
03.04.2016

Заключение

Итак, характеристика на работника составляется в виде повествовательного рассказа с использованием третьего лица и постановкой предложений в настоящем, либо в прошедшем времени, что зависит от нынешнего положения сотрудника в организации, от имени которой дается документ.

Читайте также:  Рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже

Размер документа зависит от послужного списка работника и желания работодателя заниматься перечислением его заслуг. Что именно писать в характеристике решает руководитель предприятия, но обычно при составлении данного документа придерживаются общепринятого стандарта.

Современные исследователи выделяют три группы качеств социального работника:

первая группа — психологические характеристики, являющиеся составной частью способности к данному виду деятельности;

вторая — психолого-педагогические качества, ориентированные на совершенствование социального работника как специалиста-профессионала;

третья — психолого-педагогические качества, направленные на создание эффекта личного обаяния.

В первую группу качеств включаются требования, предъявляемые профессиональной деятельностью к психическим процессам: восприятию, памяти, воображению, мышлению, психическим состояниям (усталости, апатии, стрессу, тревожности, депрессии, вниманию как состоянию сознания); эмоциональным (сдержанность, индифферентность) и волевым (настойчивость, последовательность, импульсивность) характеристикам. Некоторые из этих психологических оснований являются главными, без которых вообще невозможна качественная профессиональная деятельность. Они входят в структуру задатков. В работе с людьми, как правило, психологические требования основываются на собранности и внимательности, понимании другого, проявлении таких волевых качеств как терпение, самообладание и т.д. Без этих, ведущих для данной профессии характеристик психики, невозможна эффективная работа.

Ко второй группе качеств относятся психоаналитические качества, направленные на совершенствование специалиста как личности, как работника. Это такие качества, как самоконтроль, самокритичность, самооценка своих поступков, а также стрессоустойчивые качества — физическая тренированность, самовнушаемость, умение переключиться и управлять эмоциями.

К третьей группе качеств относятся: коммуникабельность, эмпатичность, визуальность (внешняя привлекательность личности), красноречивость и др.

Названные качества личности многие зарубежные исследователи считают наиболее важными (А.Пинкус, А.Манахан, М.Пейн и др.).

В частности, третья группа качеств связана и базируется на некоторых психологических теориях коммуникаций (самопредъявление или самопрезентация). Данной проблеме посвящены различные исследования, которые опубликованы, в основном, в зарубежной литературе. Они разноречивы. Однако умением правильно (адекватно ситуации) подать себя — должен владеть специалист в любой сфере социального взаимодействия. Идеи самопредъявления себя отражены в исследованиях У.Джеймса, МАргила, Д. Мида, Э.Гоффмана и др.

В связи с качественной характеристикой «самопредъявление себя», можно выделить и такую личностную особенность социального работника, проявляющуюся в способности формировать адекватную позицию в межличностном взаимодействии (вслед за Бёрне), как позиция «Я в порядке — вы в порядке». Эта позиция соотносится с уверенностью в себе, отзывчивостью на нужды другого. Человек, придерживающийся данной позиции, как правило, вызывает доверие у других людей, спокоен, легко адаптируется к изменению ситуации. Такое личностное качество социального работника свидетельствует, как правило, об уважении к другому человеку, дает ему надежду на улучшение ситуации, на то, что у самого подопечного есть силы для того, чтобы с этой ситуацией справиться, дает возможность социальному работнику проявить заботу и инициативу в необидной, не ущемляющей достоинство его клиента форме, не ставит последнего в зависимость от социального работника.

Другие жизненные позиции не являются адекватными для работы в системе «человек-человек».

Т.Д.Шевеленкова особую роль в личностной характеристике социального работника отводит эмоциональной стороне.[5] К эмоциональным особенностям, определяющим профессиональную пригодность, она относит следующее:

— легкость выражения эмоций, эмоциональная открытость и теплота («экстравертированность»), т.е. направленность психической деятельности вовне, на окружающий мир и других людей;

— эмоциональная устойчивость, стабильность, являющаяся психической саморегуляцией и залогом устойчивости к стрессогенным факторам;

— синтетический характер эмоциональных переживаний, преобладание положительных эмоций, ощущение эмоционального комфорта;

— оптимальный уровень тревожности, отсутствие тревожности как личностной черты;

— толерантность как способность переносить фрустрацию без деструктивных следствий для самого себя и клиента;

— неагрессивное, нестабильное поведение в конфликтных ситуациях; эмпатийность — способность быть готовым к эмоциональному проникновению в мир другого, сопереживанию, оказанию эмоциональной помощи и поддержки.

В частности, социальному работнику, подчеркивает Т.Д.Шевеленкова, должны быть присущи такие личностные особенности, как: гибкость, проявляющаяся на интеллектуальном, эмоциональном, поведенческом уровнях; высокая степень личностной и социальной ответственности; адаптированность, которая проявляется как открытость в общении, способность принять и разделить нормы, ценности и образ жизни другого человека; умение контролировать свое поведение в различных жизненных ситуациях и ситуациях общения; способность отстаивать свои убеждения, создавать и поддерживать эмоциональный комфорт в ситуации межличностного общения.[21]

Другой исследователь Б.Ю.Шапиро к числу профессионально желательных личностных характеристик относит: способность к эмпатии, сопереживанию; внутренний локус контроля; высокий социальный интеллект; коммуникативность; субъект-субъектный характер отношений; умение отчуждаться от собственных установок; умение слушать, терпение, стрессоустойчивость.[6]

Опрос, проведенный среди социальных работников, показал, что из предлагаемого максимального набора качеств и свойств респонденты (93 человека) выделяют несколько позиций, повторяющихся в разной последовательности, но одинаково часто. Из этого мы смогли выделить группы профессионально обусловленных личностных качеств и свойств, необходимых социальному работнику и выступающих одновременно основанием для его профессионально-личностного развития и саморазвития:

— интеллектуальные (профессиональная компетентность, эрудиция, пластичность, аналитичность, гибкость, сообразительность, рассудительность, критичность ума, хорошая обучаемость);

— моральные (гуманность, гражданственность, доброжелательность, тактичность, терпимость, принципиальность, уважение к людям, честность, находчивость, оптимистичность);

— коммуникативные (общительность, адаптивность, контактность, эмпатичность, умение слушать, умение убеждать, чувство юмора);

— волевые (настойчивость, выдержка, решительность, организованность, уравновешенность, смелость, требовательность, дисциплинированность);

— организаторские (активность, инициативность, ответственность, уверенность в себе, целеустремленность, объективность, работоспособность, самостоятельность, предприимчивость).

Таким образом, процесс профессионального и личностного развития раскрывается как постепенное приобретение профессионально-значимых характеристик и новообразований, овладение профессиональными знаниями, технологиями, ролевыми функциями.

Отметим некоторые особенности этого процесса:

1. Профессиональное-личностное развитие не может происходить в отрыве от общего развития человека, поэтому включает все компоненты целостного развития личности;

2. Этот процесс имеет ряд стадий, для выделения которых могут быть самые различные основания; каждая стадия характеризуется единством и достаточностью личностных признаков, удерживающих период в границах качественной определенности;

3. Становление человека как профессионала тесно связано с его развитием как личности; личностное пространство шире профессионального и существенно влияет на него.[7] Личность человека обычно оказывает позитивное влияние на выбор профессии, на ход профессиональной адаптации, профессиональной самореализации, стимулирует профессиональное мастерство и творчество.

4. Профессиональные качества личности по мере их становления и развития начинают оказывать обратное (позитивное или негативное) влияние на личность;

5. Профессиональное развитие социального работника — это процесс встречного движения социума и индивида; он характеризуется единством социального заказа и потребностей человека в создании собственной жизни как уникальной;

6. Содержание профессионального развития как социально-педагогического явления включает единство и борьбу противоположностей: внутренних потребностей, мотивов и внешних целей и задач, процессов внешнего воздействия и интериоризации, взаимодействия и взаимосодействия, что обеспечивает его реальную динамику и полноценное достижение профессионализма личности и деятельности;

7. Профессиональное становление зависит как от факторов субъективного характера (например, склонности, возможности, способности, ценностные ориентации, мотивационная готовность и т.д.), так и от объективных (например, значимость профессии в обществе, правовой и общественной ее статус и др.);

8. Профессиональное развитие будущего социального работника предстает как органическое единство внешнего и внутреннего мира индивида, объективных и субъективных факторов, а непрерывное профессиональное образование выступает как средство, условие этого взаимодействия, основание для достижения высокого профессионализма личности и деятельности.

Целостность и непрерывность профессионально-личностного развития специалиста мы рассматриваем как процесс, сопровождающий человека на всем профессионально-трудовом «маршруте» его жизни. Системно-целостный подход, используемый в исследовании, объединяет все звенья профессионального образования, социального и профессионального становления специалиста в единую непрерывную «цепь» (В.А. Сластенин). Это способствует максимальному стимулированию активного состояния всех основных структурных компонентов личности социального работника в их взаимодополнении и сочетании.

Рекомендуем посмотреть: