+7 (499) 455 09 86  Москва

+7 (812) 332 53 16  Санкт-Петербург

Получите бесплатную консультацию
юриста по телефонам прямо сейчас:
+7 (499) 455 09 86
Москва и МО
+7 (812) 332 53 16
Санкт-Петербург и ЛО

Аудит соблюдения трудового законодательства

Аудиторская проверка соблюдения трудового законодательства и расчётов по оплате труда основывается на следующих законодательных и нормативных документах: 1) Трудовой Кодекс РФ. 2) Гражданский Кодекс РФ. 3) Налоговый Кодекс РФ.

Целью проверки является: контроль соблюдения законодательства о труде, правильность документального оформления трудовых отношений, проверка расчётов по оплате труда, правильность отнесения затрат по оплате труда на себестоимость продукции, проверка правильности начисления и уплаты налогов по расчётам с физическими лицами.

Источниками информации для аудиторской проверки являются: штатное расписание, документы по зачислению, увольнению и переводу работников предприятия, первичные документы по начислению оплаты труда, исполнительные листы, расчётно – платёжные ведомости, лицевые счета работников, регистры бухгалтерского учета ( журналы-ордера, ведомости, машинограммы) по счетам 68, 69, 70, 73, 76, 91, Главная книга, отчетность.

При аудите соответствия трудовых договоров ТК РФ, аудитору необходимо проверить, все ли вопросы трудовых взаимоотношений между работниками и работотаделем оговорены в трудовом договоре. В статье 56 ТК РФ сказано, что трудовой договор – это соглашения между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу, обеспечить условия труда, предусмотренные ТК РФ, законами. своевременно и в полном объёме выплачивать заработную плату, а работник обязуется выполнять трудовую функцию, определённую этим трудовым договором, соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка. Актуален вопрос о рабочем времени и отпусках работников. В соответствии со статьёй 115 ТК РФ продолжительность ежегодного отпуска составляет 28 календарных дней, некоторым категориям работников предоставляется отпуск продолжительностью более 28 календарных дней:

31 календарных дней- работникам в возрасте до 18 лет,

30 календарных дней – инвалидам,

от 42 до 56 календарных дней – работникам образовательных учреждений и т.д.

Кроме того, работникам, занятым на работах с вредными и опасными условиями труда, с ненормируемым рабочим днем предоставляются ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска, продолжительность которого определяется коллективным договором и правилами внутреннего трудового распорядка организации.

Аудитор должен проверить как ведётся оформление приёма и увольнения. как организован учёт рабочего времени работников, как построена система оплаты труда и т.д. По учету личного состава проверяются приказы о приеме на работу, договоры с работниками предприятия, личные карточки ф. Т – 2, приказы о переводе на другую работу, о предоставлении отпуска, о прекращении трудового договора. При проверке учета использования рабочего времени и расчетов с персоналом по оплате труда проверяются табели учета использования рабочего времени, штатное расписание, расчетно – платежные ведомости, лицевые счета, наряды на сдельную работу, рапорта о выработке, маршрутные листы, акты приемки выполненных работ, больничные листы, листки о простое, исполнительные листы, акты о браке и др.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:
+7 (499) 455 09 86 (Москва)
+7 (812) 332 53 16 (СПБ)
Это быстро и бесплатно!

В ходе аудита выясняется правильность оплаты по сдельным расценкам,

тарифным ставкам и окладам, обоснованность начисления премий, разных доплат и выплат, правильность составления бухгалтерских проводок и ведения синтетического и аналитического учета по оплате труда и т.д. Проверяя правильность отнесения затрат на оплату труда на себестоимость продукции, аудитор должен изучить записи по кредиту счета 70 и дебету счетов 20, 23, 25, 26, и др. При аудите начисления пособий по временной нетрудоспособности, аудитор должен проверить наличие листка о временной нетрудоспособности лечебного учреждения, что размеры пособия зависят от среднего заработка, рассчитанного исходя из заработка за 12 предшествующих месяцев до болезни, количества календарных дней болезни и общего страхового стажа работника ( до 5 лет — 60%. до 8 лет – 80%, свыше 8 лет – 100% среднего заработка).

При проверке удержаний из заработной платы и перечисления в бюджет удержанных с работников сумм налога на доходы физических лиц и обязательных платежей во внебюджетные фонды, аудитор должен знать, что из зарплаты производятся обязательные и инициативные удержания. К обязательным удержаниям относятся: НДФЛ, штрафы и удержания по исполнительным листам судебных и административных органов. Из заработной платы также могут быть удержания: погашение задолженности по ранее выданным авансам, излишне выплаченных сумм ввиду ошибки, возврат неиспользованных подотчётных сумм и т.д.

Особое внимание при проверке аналитического учёта расчетов по оплате труда следует уделить исчислению совокупного дохода работников, подлежащего налогообложению, а также уточнить величину льгот и проверить правильность расчета НДФЛ.

Общий размер всех удержаний при каждой выплате заработной платы не может превышать 50% заработной платы, причитающейся работнику. Размер удержания при отбывании исправительных работ, взыскании алиментов, возмещении вреда не может превышать 70% заработной платы, причитающейся работнику.

Всю полученную в ходе аудита информацию аудитор регистрирует в своих рабочих документах, сопоставляет ошибки с предельно допустимыми, делает выводы и корректирует план проверки.

Планирование и разработка программы аудита играет важную роль в процессе аудита. Аудиторская организация при планировании должна руководствоваться правилами (стандартами) аудиторской деятельности «Понимание деятельности экономического субъекта» и «Планирование аудита». В последнем, в п. 2.2 предусмотрено, что планирование, являясь начальным этапом проведения аудита, состоит в разработке аудиторской организацией общего плана аудита с указанием ожидаемого объема, графиков и сроков проведения аудита (таблица 1), а также в разработке аудиторской программы, определяющей объем, виды и последовательность осуществления аудиторских процедур, необходимых для формирования аудиторской организацией объективного и обоснованного мнения (приложение 1).

Таблица 1 Общий план аудита расчетов с персоналом по оплате труда

Планируемые виды работ

При разработке плана и программы необходимо принимать во внимание деятельность аудируемого лица, в том числе:

-общие экономические факторы и условия в отрасли, влияющие на деятельность аудируемого лица;

-особенности аудируемого лица, его деятельности, финансовое состояние, требования к его финансовой (бухгалтерской) или иной отчетности, включая изменения, произошедшие с даты предшествующего аудита;

-общий уровень компетентности руководства;

-организацию системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, в том числе учетную политику, принятую аудируемым лицом, и ее изменения;

-влияние новых нормативных правовых актов в области бухгалтерского учета на отражение в финансовой (бухгалтерской) отчетности результатов финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица;

-количество территориально обособленных подразделений одного аудируемого лица и их пространственную удаленность друг от друга.

Аудит соблюдения трудового законодательства

Приступая к проверке расчетов с персоналом по оплате труда, аудитор должен установить наличие внутренних нормативных документов, регулирующих трудовые отношения в организации, и их соответствие требованиям действующего Трудового кодекса РФ.

Аудиторская проверка соблюдения трудового законодательства состоит из следующих этапов.

На первом этапе осуществляется проверка внутренних локальных документов по учету труда и заработной платы. Трудовые отношения между работниками и организацией регулируются коллективным договором — правовым актом, регулирующим социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемым работниками и работодателями в лице их представителей (ст. 40 ТК РФ). Порядок ведения коллективных переговоров и заключения коллективного договора регулируется Трудовым кодексом РФ.

Коллективный договор вступает в силу со дня подписания его сторонами либо со дня, установленного в самом коллективном договоре (ст. 43 ТК РФ). Действовать он может не более трёх лет, при этом допускается его продление также на срок до трех лет.

В коллективный договор рекомендуется включить дополнительные положения по локальному нормативному регулированию расчетов с персоналом по оплате труда:

— порядок и размеры начислений стимулирующего характера, в том числе премии за производственные результаты, надбавки к тарифным ставкам и окладам за профессиональное мастерство, высокие достижения в труде и другие показатели;

— порядок и размеры стимулирующего или компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда, в том числе надбавки к тарифным ставкам за работу в ночное время, за совмещение профессий, за работу в тяжелых, вредных условиях труда, за работу в выходные и праздничные дни, производимые в соответствии с законодательством РФ.

Выплаты стимулирующего и компенсирующего характера, предусмотренные в коллективном договоре, являются экономически обоснованными в целях признания расходов на оплату труда в налоговом учете.

В организации должны быть разработаны: Положение об оплате труда, Положение о премировании, Правила внутреннего трудового распорядка, штатное расписание, график отпусков, должностные инструкции, которые являются локальными нормативными актами. Эти документы содержат нормы трудового права, обязательные только для конкретной организации или предпринимателя. Принимаются они работодателем самостоятельно по различным вопросам в пределах его компетенции (ст. 8 ТК РФ).

Положения регулируют права и обязанности работников и работодателя, рабочее время и время отдыха, формы поощрения работников и правила соблюдения трудовой дисциплины, условия выплаты заработной платы.

Все внутренние нормативные документы должны быть подвергнуты контролю с использованием следующих методов аудита:

1) наличие внутренних нормативных документов по заработной плате: а) документы, оформляющие прием на работу сотрудников (приказы, заявления о приеме на работу, трудовые договоры) — на предмет соответствия их действующему законодательству, устанавливается наличие всех реквизитов при составлении документов, соответствуют ли условия трудовых договоров требованиям трудового законодательства, не ухудшают ли они положение работников;

б) договоры гражданско-правого характера (оказания услуг), заключаемые организацией — наличие договоров, заполненных с соблюдением всех реквизитов, заверенных печатями и подписями сторон, а также смет и актов выполненных работ;

Читайте также:  Характеристика на социального работника для награждения - образец

в) табели учета использования рабочего времени — проверяется количество отработанных дней для каждого работника, причины неявок на работу и наличие документов, подтверждающих неявки;

2) контроль на соответствие действующему Трудовому кодексу РФ и Налоговому кодексу РФ;

3) полнота отражения положений, регулирующих вопросы организации учета заработной платы, выплат, режима работы, соблюдения трудовой дисциплины.

При проверке первичных документов устанавливается наличие подписей должностных лиц, правильности заполнения всех реквизитов, нет ли в документах подчисток, неоговоренных исправлений.

На основании табеля выборочно или по каждому работнику проверяется количество отработанных конкретным работником дней и рассчитывается причитающееся ему вознаграждение. Полученная сумма сверяется с суммой, отраженной в расчетно-платежной ведомости.

Необходимо также выяснить, нет ли случаев включения в табель и другие документы вымышленных лиц, нет ли повторного начисления сумм по ранее оплаченным документам.

На втором этапе изучается штатное расписание организации на соответствие типовой форме, наличию изменений, вносимых в течение отчетного года, и соответствию списочного состава работников. Штатное расписание организации проверяется на соответствие унифицированной форме, осуществляется контроль по существу, в том числе арифметический контроль. Изменения в штатное расписание вносятся в соответствии с приказом руководителя организации.

Контроль штатного расписания по существу включает: оформление структуры, штатный состав, численность, перечень должностей, должностные оклады, наличие надбавок, сведения о месячном фонде заработной платы.

На третьем этапе аудита проводится проверка наличия приказов (распоряжений) о приеме работника на работу и трудовых договоров. Проверка приказов о приеме работника на работу осуществляется с использованием следующих процедур: соответствие типовой форме, указание профессии (должности), наличие испытательного срока, условия приема на работу и характер предстоящей работы, указание оклада.

Основанием для издания приказа о приеме на работу является трудовой договор, который заключается с каждым работником при приеме его на работу. Аудит трудовых договоров осуществляется на соответствие Трудовому кодексу РФ.

Трудовые договоры должны учитывать особенности осуществления трудовой деятельности в данной организации. Указание в трудовых договорах доплат, надбавок и прочих поощрительных выплат является обязательным экономическим обоснованием включения данных расходов в состав расходов на оплату труда, учитываемых для целей налогообложения налога на прибыль. В противном случае, расходы могут быть признаны налоговыми органами экономически необоснованными (п.1 ст. 252, ст. 255 НК РФ).

1 Теоретические аспекты методики аудита по учету труда и его оплаты 5

1.1 Источники информации для аудиторской проверки соблюдения трудового законодательства и расчетов по оплате труда 5

1.2 План и программа аудита 7

1.3 Оценка системы внутреннего контроля расчетов с персоналом по оплате труда 8

2 Аудит расчетов по оплате труда и соблюдения трудового законодательства ООО «ЭРАТО» 18

2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «ЭРАТО» 18

2.2 Планирование аудита 21

2.2.1 Оценка системы внутреннего контроля расчетов с персоналом по оплате труда 23

2.2.2 Оценка материальности (существенности) и аудиторский риск 25

2.2.3 Составление плана и программы аудита 26

2.3 Методические приемы и способы проведения аудита 28

2.4 Отчет по аудиту расчетов с персоналом по оплате труда 32

Список использованных источников 37

Право граждан на труд закреплено Конституцией Российской Федерации, статьей 37 которой определено, что каждый гражданин имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. При этом труд каждого гражданина должен быть оплачен.

В масштабах государства заработная плата – это часть национального дохода страны, выраженная в денежной форме и предназначенная для личного потребления населением. Удержанный из заработной платы налог на доходы физических лиц поступает в бюджеты всех уровней и наряду с другими доходными поступлениями используется для финансирования удовлетворения совместных общественных потребностей, обеспечения выполнения государством своих функций, государственных инвестиционных, производственных, научно-технических и социальных программ.

Труд является категорией не только экономической, но и политической, так как занятость населения, уровень его профессиональной подготовки и эффективность труда в жизни государства в целом и регионов в частности играют очень важную роль в развитии общества.

В производственной деятельности любого предприятия центральное место занимают труд и результаты труда, поскольку только при помощи рабочей силы создается прибавочный продукт. Деятельность предприятия не может осуществляться без коллектива работников различных профессий и специальностей. В то же время заработная плата является существенным элементом в себестоимости продукции, работ, услуг, и это в итоге влияет на получение прибыли предприятия.

Для каждого работника труд является основным источником удовлетворения материальных потребностей. В отношениях работника и предприятия – работодателя вопрос оплаты труда является самым существенным.

Для справедливой оплаты труда работника его труд прежде всего надо правильно измерить и учесть. Грамотное и своевременное начисление заработной платы важно как для исчисления итогов труда, так и для хорошего психологического климата в среде работников, что существенно для процесса производства. Для того чтобы персонал подразделений работал с полной отдачей и максимально эффективно, его работа должна быть оплачиваема в соответствии с полученным результатом и объемом возлагаемой на конкретных работников ответственности.

Актуальность темы курсовой работы обусловлена важностью правильных расчетов с персоналом по оплате труда и прочим операциям как для предприятия, так и для работников.

Целью данной работы является анализ аудита расчетов с персоналом по оплате труда и соблюдения трудового законодательства. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

— определить источники информации для аудиторской проверки соблюдения трудового законодательства и расчетов по оплате труда;

— определить план и программу аудита;

— оценить систему внутреннего контроля расчетов с персоналом по оплате труда;

— провести аудит расчетов по оплате труда и соблюдения трудового законодательства на примере предприятия;

— обобщить материалы аудиторской проверки соблюдения трудового законодательства и составить аудиторское заключение.

Объектом исследования в данной работе является общество с ограниченной ответственностью «ЭРАТО».

1 Теоретические аспекты методики аудита по учету труда и его оплаты


1.1 Источники информации для аудиторской проверки соблюдения трудового законодательства и расчетов по оплате труда

Аудиторская деятельность, аудит — предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей [29, с.68].

Для успешной реализации целей конкретной аудиторской проверки необходимо, чтобы последовательно выполнялись основные этапы проведения аудита.

Существуют различные мнения специалистов, в частности автор практического пособия по аудиту Подольского В.И. делит аудиторскую проверку на два основных этапа:

1. Подготовка и планирование – ознакомление с экономикой и программы проверки.

2. Документирование и оформление результатов – проведение аудиторских процедур, сбор и документирование аудиторских доказательств, формирование информации для руководства проверяемого предприятия, оценка результатов проведения аудита, оформление аудиторского заключения [ 14, с.71] .

Предпочтительной представляется точка зрения Пановой З.Е. которае указывает на необоснованность объединения в рамках одного этапа таких различных по содержанию и продолжительности проведения элементов аудита как получение аудиторских доказательств и формулирование аудиторского заключения. Соответственно, она выделяет три основных этапа проведения аудита:

1. Подготовка и планирование аудиторской проверки;

2. Выполнение аудиторских процедур и оформление рабочей документации;

3. Составление аудиторского заключения [ 29, с.94].

К числу основных комплексов задач, которые необходимо проверить при аудите расчетов учета труда и заработной платы, относятся следующие:

— соблюдение положений законодательства о труде, состояние внутреннего контроля по трудовым отношениям;

— учет и контроль выработки и начисления заработной платы рабочим-сдельщикам;

— учет и начисление повременных и прочих видов оплат;

— расчеты удержаний из заработной платы физических лиц;

— аналитический учет по работающим (по видам начислений и удержаний);

— сводные расчеты по заработной плате;

— расчет налогооблагаемой базы с фонда оплаты труда, учет налогов и платежей с фонда оплаты труда;

— расчеты по депонированной заработной плате [ 13, с.57] .

Источниками информации являются документы по зачислению, увольнению и переводу работников предприятия, первичные документы, регистры бухгалтерского учета и отчетность. В качестве первичных документов преимущественно используются унифицированные формы первичной документации, разработанные НИПИстатинформом Госкомстата России. Так, по учету личного состава используются приказ (распоряжение) о приеме на работу (ф. №Т-1), личная карточка (ф. №Т-2), приказ (распоряжение) о переводе на другую работу (ф. №Т-5), приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска (ф. №Т-6), приказ (распоряжение) о прекращении трудового договора (контракта) (ф. №Т-8). По учету использования рабочего времени и расчетов с персоналом по оплате труда применяются табель учета использования рабочего времени и расчета заработной платы (ф. № Т-12), расчетно-платежная ведомость (ф. № Т-49), расчетная ведомость (ф. №Т-53), лицевой счет (ф. № Т-54). Используются первичные документы по учету выработки и сдельной заработной плате: наряды, рапорты, маршрутные листы и другие документы

К регистрам, которые подлежат проверке, относятся сводные ведомости распределения заработной платы (по видам, шифрам затрат и др.), регистры по счету 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» в части расчетов по исполнительным листам и депонированной заработной плате, журналы-ордера № 8 и № 10 (при журнально-ордерной форме учета), Главная книга, баланс (ф. № 1) [ 32, с.114] .

Читайте также:  Синтетический и аналитический учет заработной платы

Аудитор при проверке учета труда и заработной платы руководствуется следующими нормативными документами:

Гражданский кодекс РФ, ч.1 и 2.

Налоговый кодекс РФ, ч. 1 и 2.

Трудовой кодекс РФ от 31.12.2001 №197-ФЗ (ред. От 09.05.2005).

Комментарий к Трудовому кодексу РФ.

Федеральный закон от 21.11.1996г. №129-ФЗ « О бухгалтерском учете»

Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утв. Приказом Минфина России от 29.07.1998г. №34н.

План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению, утв. Приказом Минфина России от 31.10.2000г. №94н.

Постановление Госкомстата РФ от 30.10.1997г. №71а « Об утверждении унифицированных форм первичной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве» ред. От 21.01.2003г.).

1.2 План и программа аудита

Аудиторская проверка должна быть спланирована на основе достигнутого аудиторской организацией понимания деятельности экономического субъекта. Целью планирования является организация эффективной и экономически оправданной проверки. На этапе планирования необходимо определить стратегию и тактику аудита, сроки его проведения; разработать общий план и программу аудита.

Аудиторская организация при выполнении вышеуказанных работ должна руководствоваться правилами (стандартами) аудиторской деятельности: ПСАД №15 «Понимание деятельности экономического субъекта» и ПСАД №3 «Планирование аудита». В последнем предусмотрено, что планирование, являясь начальным этапом проведения аудита, состоит в разработке общего плана аудита с указанием ожидаемого объема, графиков и сроков проведения аудита (таблица 1), а также в разработке аудиторской программы, определяющей объем, виды и последовательность осуществления аудиторских процедур, необходимых для формирования объективного и обоснованного мнения о бухгалтерской отчетности организации (Приложение А).

Таблица 1 — Общий план аудита операций по оплате труда и расчетам с персоналом организации

Планируемые виды работ

Методика аудиторской проверки соблюдения трудового законодательства и расчетов с персоналом по оплате труда

Цель аудиторской проверки соблюдения трудового законодательства и расчетов по оплате груда — подтвердить то, что социально-трудовые отношения между работником и работодателем отрегулированы и не ухудшают по сравнению с законодательством положение работника, а также достоверность расчетов по оплате труда штатного и внештатного персонала и соответствие его нормативным документам. В процессе аудита решаются задачи проверки:

· проверка соблюдения положений законодательства о труде.

· проверка документального оформления трудовых отношений

· проверка расчетов по оплате труда.

· правильность отнесения затрат по оплате труда на себестоимость продукции.

· проверка правильности начисления и уплаты налогов и внебюджетных платежей по расчетам с физическими лицами.

При проверке соблюдения положений законодательства о труде необходимо проанализировать соблюдение процедуры оформления приема на работу, при этом надо иметь в виду, что она различается для штатных и внештатных работников.

При проверке правильности установления оклада при приеме на работу аудитор должен обратить внимание, не определен ли он в размере, ниже МРОТ, не противоречат ли установленная форма и система оплаты труда действующему законодательству.

При предварительном этапе аудиторской проверки необходимо ознакомиться с кадровой политикой предприятия:

· ориентируется ли руководство на формирование устойчивого трудового коллектива или на привлечение временных исполнителей;

· какую форму оплаты труда и систем стимулирования предполагается применять;

· какое внимание уделяется подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников.

При аудите заключенных трудовых контрактов необходимо особое внимание обратить на четкое формулирование трудовых функций, более подробное распределение трудовых обязанностей.

Не менее актуальным остается вопрос о рабочем времени и отпусках работников. Особое внимание следует уделить дополнительным отпускам. В соответствии со ст. 115 Трудового Кодекса продолжительность ежегодного основного отпуска составляет 28 календарных дней.

Аудитор должен проверить, как ведется оформление сотрудников при приеме и увольнении, как организован учет рабочего времени сотрудников каким образом построена система оплаты труда и т.д. Прием на работу работников и оформление проверяются по приказам, контрактам, трудовым соглашениям.

Учет рабочего времени и начисление заработной палаты работникам, состоящим на повременной оплате труда, ведется с помощью табеля учета использования рабочего времени и расчета заработной платы. В этом документе отражаются все данные по каждому работающему, включая отработанное время, дни отпуска, время нахождения в командировке, дни болезни и др. Что касается рабочих-сдельщиков, то основными документами являются наряды, маршрутные листки и др.

При аудите табелей учета рабочего времени и нарядов, а также других первичных документов по начислению оплаты труда необходимо проверить, нет ли случаев включения в них вымышленных лиц, правильность применения норм и расценок, наличие подписей должностных лиц, ответственных за учет выполненных работ, заполнение всех реквизитов, при этом необходимо обратить внимание на имеющиеся подчистки и не оговоренные исправления. Рекомендуется проанализировать наряды по их датам выдачи, сопоставить фамилии рабочих в нарядах и табелях учета рабочего времени с данными учета личного состава. Целесообразно проверить, нет ли случаев повторного начисления сумм по ранее оплаченным нарядам, повторения одних и тех же лиц в нескольких расчетно-платежных ведомостях. Пристальное внимание следует обратить на наряды, которые выписаны на лиц, не состоящих в списочном составе предприятия или проработавших непродолжительное время, а также наряды по устранению брака, переделке работ и т.п.

В ходе аудита необходимо выяснить такие вопросы: правильность оплаты по сдельным расценкам, тарифным ставкам и окладам; обоснованность начисления премий и соответствие действующей на предприятии системе премирования; обоснованность начисления разного рода доплат и выплат. Правильность оставления бухгалтерских проводок и ведения синтетического и аналитического учета по оплате труда и т.д. Аудитор также поверяет правильность начисления и своевременность выплаты заработной платы.

В начале проверки расчетов по оплате труда необходимо сверить сальдо по счету 70 на первое число в Главной книге и в балансе предприятия с итоговыми суммами (к выдаче) расчетно-платежных ведомостей для установления соответствия показателей аналитического учета по счету 70 с записями в Главной книге и в бухгалтерском балансе на одну и ту же дату. Если имеются расхождения, то необходимо установить причины их возникновения.

Аудитору необходимо выяснить правильности определения и достоверности отнесения на себестоимость продукции (работ, услуг) затрат по оплату труде и другие выплаты, так как выплаты могут производится не только из фонда оплаты труда, но и за счет прибыли. Проверяя правильность отнесения затрат на оплату труда на себестоимость продукции аудитор должен изучить записи по кредиту счета 70 в корреспонденции со счетами 20, 23, 25, 26 и др.

При аудите начислений пособий по временной нетрудоспособности аудитору необходимо знать, что основанием для расчета сумм к оплате является листок временной нетрудоспособности лечебного (медицинского) учреждения.

Одним из важнейших направлений аудита оплаты труда является проверка соблюдения установленного порядка удержаний из заработной платы и своевременности перечисления в бюджет удержанных с работников сумм налога доходов с физических лиц и обязательных платежей во внебюджетные фонды, аудитор должен проверить, чтобы в платежи во внебюджетные фонды, которые относятся на себестоимость продукции, не попали суммы выплат, не включенные в себестоимость.

Общий размер всех удержаний при каждой выплате заработной платы не может превышать 20%, а в случаях, предусмотренных федеральными законами — 50% заработной платы, причитающейся работнику. Размер удержания при отбывании исправительных работ, взыскания алиментов, возмещения вреда не может превышать 70%.

Необходимо также уточнить величину вычетов и проверить правильность расчета по НДФЛ.

32. Аудиторская проверка соблюдения трудового законодательства и расчетов по оплате труда.

Цель аудиторской проверки соблюдения трудового законодательства и расчетов по оплате груда – оценка достоверности расчетов по оплате труда штатного и внештатного персонала и соответствие его нормативным документам, а также подтверждение того, что социально-трудовые отношения между работником и работодателем отрегулированы и не ухудшают по сравнению с законодательством положение работника. В процессе аудита осуществляется проверка:

• соблюдения положений законодательства о труде;

• документального оформления трудовых отношений;

• расчетов по оплате труда;

• расчетов по прочим операциям с персоналом;

• правильности отнесения затрат по оплате труда на себестоимость продукции;

• правильности начисления и уплаты налогов и внебюджетных платежей по расчетам с физическими лицами.

Проводя аудит по вопросам оплаты труда, необходимо помнить, что в настоящее время организациям предоставлены широкие права в области организации и оплаты труда, с одной стороны, но с другой – государством установлены определенные нормы, обязательные для всех экономических субъектов независимо от их формы собственности. Это, в первую очередь, минимальный размер оплаты труда, минимальная продолжительность отпуска, максимальная продолжительность рабочего дня, различного рода доплаты и надбавки и т.д.

При проверке соблюдения положений законодательства о труде необходимо проанализировать соблюдение процедуры оформления приема на работу, при этом надо иметь в виду, что она различается для штатных и внештатных работников.

При проверке правильности установления оклада при приеме на работу аудитор обращает внимание, не определен ли он в размере ниже МРОТ, не противоречат ли установленная форма и система оплаты труда действующему законодательству.

Читайте также:  На сколько дней дают больничный при орви

Много нарушений допускается в вопросах дисциплинарной ответственности и увольнений. Главное нарушение – расширение перечня оснований для дисциплинарных взыскания и увольнения. Исчерпывающий перечень оснований для увольнения по инициативе администрации содержится в ст. 81 Трудового кодекса РФ. Например, нельзя расторгать по инициативе администрации контракт «за нарушение условий контракта» и т.д.

На предварительном этапе аудиторской проверки необходимо ознакомиться с кадровой политикой предприятия:

• руководство ориентируется на формирование устойчивого трудового коллектива или на привлечение временных исполнителей;

• какую форму оплаты труда и систем стимулирования труда предполагает применять;

• какое внимание уделяет подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников.

Аудитору необходимо проверить, все ли вопросы трудовых взаимоотношений между работником и работодателем оговорены в трудовом договоре. В ст. 56 Трудового кодекса РФ содержится законодательное определение этого договора как соглашения между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику по обусловленной трудовой функции условия труда, предусмотренные Трудовым кодексом РФ, законами и иными нормативными актами, содержащими нормы трудового права; своевременно и в полном объеме выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнить определенную этим трудовым соглашением трудовую функцию, соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка.

ТК РФ предусматривает в зависимости от срока следующие виды трудовых договоров:

• на неопределенный срок;

• на определенный срок не более пяти лет (срочный трудовой договор).

Срочный трудовой договор заключается в случаях, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения. Если в трудовом договоре не оговорен срок его действия, то договор считается заключенным на неопределенный срок.

При аудите заключенных трудовых контрактов необходимо особое внимание обратить на четкое формулирование трудовых функций, подробное распределение трудовых обязанностей.

Аудитор должен проверить, как ведется оформление сотрудников при приеме и увольнении, как организован учет рабочего времени сотрудников, каким образом построена система оплаты труда и т.д. Прием на работу работников и оформление проверяются по приказам, контрактам, трудовым соглашениям.

Учет рабочего времени и начисление заработной платы работникам, состоящим на повременной оплате труда, ведется с помощью табеля учета использования рабочего времени и расчета заработной платы. В этом документе отражаются все данные по каждому работающему, включая отработанное время, дни отпуска, время нахождения в командировке, дни болезни и др. Что касается рабочих-сдельщиков, то основными документами являются наряды, маршрутные листки.

При аудите табелей учета рабочего времени и нарядов, а также других первичных документов по начислению оплаты труда необходимо проверить, нет ли случаев включения в них вымышленных лиц, правильность применения норм и расценок, наличие подписей должностных лиц, ответственных за учет выполненных работ, заполнение всех реквизитов; при этом обращается внимание на имеющиеся подчистки и неоговоренные исправления. Рекомендуется проанализировать наряды по датам выдачи, сопоставить фамилии рабочих в нарядах и табелях учета рабочего времени с данными учета личного состава. Целесообразно проверить, нет ли случаев повторного начисления сумм по ранее оплаченным нарядам, повторения одних и тех же лиц в нескольких расчетно-платежных ведомостях. Пристальное внимание следует обратить на наряды, которые выписаны на лиц, не состоящих в списочном составе предприятия или проработавших непродолжительное время, а также наряды по устранению брака, переделке работ и т.п.

В ходе аудита выясняют такие вопросы: правильность оплаты по сдельным расценкам, тарифным ставкам и окладам; обоснованность начисления премий и их соответствие действующей на предприятии системе премирования; обоснованность начисления разного рода доплат и выплат; правильность оставления бухгалтерских проводок и ведения синтетического и аналитического учета по оплате труда и т.д. Аудитор также поверяет правильность начисления и своевременность выплаты заработной платы.

В начале проверки расчетов по оплате труда надо сверить сальдо по счету 70 на первое число в Главной книге и в балансе предприятия с итоговыми суммами (к выдаче) расчетно-платежных ведомостей для установления соответствия показателей аналитического учета по счету 70 с записями в Главной книге и в бухгалтерском балансе на одну и ту же дату. Если имеются расхождения, то следует установить причины их возникновения.

Аудитору необходимо выяснить правильность определения и достоверность отнесения на себестоимость продукции (работ, услуг) затрат на оплату труда и других выплат, так как выплаты могут производиться за счет не только себестоимости производства, но и прибыли. Проверяя правильность отнесения затрат на оплату труда на себестоимость продукции, аудитор должен изучить записи по кредиту счета 70 в корреспонденции со счетами 20, 23, 25, 26 и др.

Помимо начисляемой заработной платы за фактически отработанное время или за фактически выполненную работу работнику согласно действующему законодательству выплачиваются различного рода надбавки и доплаты, например за работу, в отличие от нормальных условий труда, в выходные, праздничные дни, ночное время, за сверхурочные работы и т.п..

За работу в сверхурочное время первые два часа оплачиваются не менее чем в полуторном размере, а последующие часы – в двойном размере; основанием для расчета доплаты за работу, выполненную в сверхурочное время, служит табель учета рабочего времени.

Доплата за работу в ночное время осуществляется в следующих случаях. Во-первых, ночным считается время с 22 до 6 часов утра. Во-вторых, время работы должно быть зафиксировано в табелях учета рабочего времени итоговым количеством за месяц. В соответствии со ст. 154 Трудового кодекса РФ каждый час работы в ночное время оплачивается в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях, но не ниже, чем предусматривается законодательством. Конкретные размеры повышения устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников, коллективным договором, трудовым договором.

При аудите следует обратить внимание на оплату простоев. Простоем называется время вынужденных перерывов в работе, в течение которого рабочие находятся на предприятии, но не могут быть обеспечены фронтом работ. Простои должны быть документально оформлены листком о простое, в котором должны быть указаны причины и виновники простоя, его продолжительность, средняя заработная плата рабочего, размер оплаты и сумма. Простои не по вине рабочего оплачиваются в размере не ниже 2/3 средней заработной платы работника, если работник в письменной форме предупредил работодателя о начале простоя. Время простоя по причинам, не зависящим от работодателя и работника, если работник в письменной форме предупредил работодателя о начале простоя, оплачивается в размере не менее 2/3 тарифной ставки (оклада). Время простоя по вине работника не оплачивается.

Имеются определенные особенности при оплате брака. Браком в производстве считаются изделия, детали, узлы, не отвечающие требованиям установленных стандартов или техническим условиям и которые не могут быть использованы по прямому назначению. На обнаруженный брак составляется акт, в котором отражаются затраты на брак и сумма потерь. Полный брак не по вине работника оплате не подлежит. Брак не по вине работника оплачивается наравне с годными изделиями. Частичный брак по вине работника оплачивается по пониженным расценкам.

При аудите начислений пособий по временной нетрудоспособности аудитору необходимо знать, что основанием для расчета сумм к оплате является листок временной нетрудоспособности лечебного (медицинского) учреждения. Размеры пособия зависят от среднего заработка, который рассчитывается за два предшествующих болезни месяца работы, количества дней болезни и непрерывного стажа работы.

При непрерывном стаже работы размер пособия составляет:

• до 5 лет – 60% заработка;

• до 8 лет – 80% заработка;

• свыше 8 лет – 100% заработка.

Размер пособия по временной нетрудоспособности за каждый день не должен превышать двойной суммы дневного заработка, рассчитанного на основе должностного оклада, или двойной дневной тарифной ставки рабочего-сдельщика или повременщика соответствующего разряда.

Одним из важнейших направлений аудита оплаты труда является проверка соблюдения установленного порядка удержаний из заработной платы и своевременности перечисления в бюджет удержанных с работников сумм налога с доходов физических лиц и обязательных платежей во внебюджетные фонды; аудитор должен проверить, чтобы в платежи во внебюджетные фонды, которые относятся на себестоимость продукции, не попали суммы выплат, не включенные в себестоимость.

Из заработной платы производятся удержания, которые можно разделить на обязательные и по инициативе организации или работника.

К удержаниям из сумм начисленной оплаты труда в соответствии с действующим законодательством относятся:

• налог на доходы физических лиц;

• штрафы и удержания по исполнительным листам по постановлению судебных и административных органов.

Кроме того, из заработной платы работников могут быть также произведены следующие удержания: погашение задолженности по ранее выданным авансам, а также сумм, излишне выплаченных из-за арифметической ошибки; погашение задолженности по подотчетным суммам; квартплата и т.д.

Особое внимание при проверке аналитического учета расчетов по оплате труда следует уделить формированию совокупного дохода работников, подлежащего налогообложению.

Общий размер всех удержаний при каждой выплате заработной платы не может превышать 20%, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, – 50% заработной платы, причитающейся работнику. Размер удержания при отбывании исправительных работ, взыскания алиментов, возмещения вреда не может превышать 70%.

Рекомендуем посмотреть: